Ботик Петра I "Св. Николай" Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна |
|
Прежде нежели стем утвержден будет подпорами так твердо как оному быть должно, смотрят, точно ли он имеет то положение какое ему предписано, находятся ли боковыя грани его в вертикальной плоскости проходящей через боковыя грани киля, и тот ли самый он имеет уклон. И так опускают отвес от одной из верхних точек каждой боковой грани стема, и протягиват веревку вдоль каждой боковой грани киля. Когда отвес коснется сея веревки и когда по смерянии уклона оный имеет предписанную ему величину, тогда стем и киль находятся непременно в о одной вертикальной плоскости, и в том взаимном положении, в каком они быть должны (*) В то время укрепляют его как можно тверже подпорами.
У нас сие положение стема поверяется следующим образом: прочерчивают на задней грани фалстема и на верхней грани киля среднюю линею, (сиречь идущую по самой средине вдоль оных) и от двух точек сея линеи, из которых одна находится в вершине стема, а другая близ средины корабля, напрягают нитку; потом от разных точек, взятых из длин сея нитки, опускают отвес, которой ежели бьет точки в среднюю линею на киле, тогда стем находится верно в диаметральной плоскости. Уклон же стема за оконечность киля поверяется таким образом: приставляют впрям к боковой грани киля доску, которой верх должен соответствовать верхней кромке килеваго шпунта; на сей доске назначают пятно, показующее величину уклона при данной точке на боковой грани стема. Чрез сии две точки на стеме и доске натягивают нитку, котоорая ежели составляет с доскою прямой угол, (что легко можно узнать посредством большаго наугольника) тогда стем стоит на данном ему уклоне верно |
Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай» |
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск |