Под светлую краску, употребляется белая
замазка (белила с олифой), под темную - красная (сурик с олифой)
или желтая (вохра с олифой). Последняя спорее и дешевле. Соскабливают
ножами все пятна смолы, замазывают щели и дирья, грунтуют все
железо суриком и в то же время очищают от пятен кнехты и прочие
места, назначенныя под краску. После этого моют места, назначенныя
под краску, теплою водою с поташем или мылом; места же особенно
грязныя или сальныя, моют тряпками или лучше, чистой белой пенькой
со скипидаром. Теплая вода, кроме того, что хорошо вымывают
пятна, необходима еще потому, что скоро сохнет. Затем иногда
моют палубу с каменьями и песком и стараются содежать их сырыми
в продолжение окрашивания внутренности судна, дабы уменьшить
пыль, садящуюся на краску. Но как при мытье палубы трудно, чтоб
не замочили борт, то лучше вытирать их одними мокрыми швабрами;
ибо мокрый борт, никогда нельзя хорошо выкрасить...
...Чтоб краска легла ровнее, хорошо тереть назначенныя под нее
места пемзою, выполировав поверхность ея предварительно об что-либо
твердое, как например гранит. Пемза сглаживает неровности и
затирает раковинки и маленькия щели. Для той же цели места более
видныя, как шканечныя борта, бимсы и потолки в капитанской каюте
и в кают-компании, шпаклюют до окрашивания; причем тоже наблюдают,
чтоб дерево не было сыро. Шпаклевка составляется из мела, белил
и олифы, к чему, смотря по желанию иметь шпаклевку темную или
светлую, прибавляют более или менее вохры, зильберглету или
умбры. Вышпаклевав назначенное место помощью деревянных лопаточек
и, дав шпаклевке в продолжение суток высохнуть, полируют ее
посредством пемзы; потом сметают пыль, и ежели после сего окажутся
легкия щели, то их замазывают.
ОКРАСКА ОРУДИЙ \ СТАНКОВ
Орудия прежде всего чистят, т.е. соскабливают ржавчину и старую
краску, потом вытирают тряпками с олифой, а после этого красят
блакварнишом или газовую смолою. Последняя для сего предпочитается.
Чтобы краска легла ровнее и тоньше, то как она, так и само орудие
должны быть теплы и окрашивание производится посредством кисти.
Для поддержания теплоты краски, кладут в нее горячие болты или
другие куски железа, и ежели день холодный и орудия не нагреты
солнцем, то, осмотрев и разрядив их, в них кладут каленые ядра.
Выкрасив орудия и дав им высохнуть, их вытирают олифой и лакируют.
Вот один из употребляемых для сего составов: на 2 фунта воску:
сажи жженой, тертой-----------------------------------------30
золотн.
зирберглету (сплавленный окисель свинца) тертаго-------10 золотн.
берлинской лазури--------------------------------------------10
золотн.
Растопив воск, его снимают с огня, и когда он начинает остывать,
то, чтоб удержать в жидком состоянии, подливают немного скипидару:
около 1\8 ф. на 1 ф. воску. После этого, приведя сажу, зильберглет
и лазурь в мелкий порошок и смешав вместе, всыпаю новый порошок,
понемногу, в растопленный воск, помешивая во все время лопаточкой.
После этого дают составу в горшке застыть, и тогда он готов.
Натерев им орудие, его растирают потом пробками, подобно тому,
как вощат лакированное дерево. Составныя части этого воска иногда
изменяют, смотря по желанию иметь орудия более черныя или с
лазурным отливом.
Французы покрывают орудия после окраски следующим составом:
на 4 штофа уксусу:
ламповой сажи-------------------------------------------------------------80
золотн.
мумии или хорошо просеянной железной ржавчины--------------------2
ф.10 зоотн.
Все это смешивают, и покрыв составом орудия, протирают их от
времени до времени тряпкой с олифой.
Для предохранения снарядов от ржавчины, употребляют следующий
состав:
масла льнянаго------------------30 частей по весу
сажи голландской----------------6 частей
ворвани--------------------------10 частей
зильберглету----------------------2 части
Растереть сажу и зильберглет на олифе, варят весь состав в котле,
до тех пор, пока опущенное в котел гусиное перо не будет сгорать;
тогда дают составу остыть, после чего его и употребляют. До
окраски снаряды должны быть тоже очищены от ржавчины. Станки
красят преимущественно темными цветами, на которых остается
менее следов от произведенных у орудий учений. Клинья, скамейку
и обращающуюся подкладку необходимо красить, потому что от мытья
и скобления эти части изменяют свои размерения, что всячески
следует предупреждать. Блоки пушечных талей лучше, кажется,
не красить, а скоблить и потом вытирать олифой; потому что на
них трудно сохранить краску.
ОЧИСТКА МЕДИ Обшивную и вообще всякую другую медь можно весьма
хорошо вычистить следующим образом: очистив медь от пятен, вытирают
ее тряпками с деревянным маслом, после этого покрывают самым
мелким порошком мумии, завернув оную в холстинныя тряпки и нажимая
их с некоторым ударением к меди, и наконец трут ее сухими тряпками.
А дабы медь, таким образом вычищенную, на долгое время предохранить
от влияния воздуха, покрывают ее тонким слоем олифы.
|