Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна



<< назад

Варка олифы
Отрывки из книги:
"Вооружение Военных Судов", издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков;
(испльзованы стр. 395 - 407, лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений, А.Б.)



Прочность всякой масляной краски и скорость с которою она сохнет, много зависят оттого, как сварена употребленная в краску олифа. Масло варится для того, чтоб отделить из него водяные частицы и слизи, остающиеся в нем при добывании его из семян и препятствущия скорому высыханию красок. При варке, водяные частицы испаряются, а слизи, которыя удерживают их в масле, без них осаждаются на дно сосуда. Для скорейшаго и более совершеннаго осаждения слизей, кладут в масло, во время варки, несколько зильберглету и именно: на пуд около 1 фунта, помешивая масло по временам.
Самая варка производится следующим образом: ставят котел с маслом налитым, для предосторожности, не более как до половины онаго, на малый огонь, и доведя кипение до того, чтобы началось легкое клокотание масла с самым малым отделением пара, поддерживают оное в этой степени. Большой пар покажет что масло подожжено, отчего оно теряет чистоту и делается темно-бураго цвета. Чтобы узнать, когда олифа готова, употребляют различные средства; но самое простое и верное есть следущее: бросают в масло кусок мякиша свежаго хлеба, который, по причине отделения из него сырости,, с быстротою опишет в котле несколько кругов и потом остановится; тогда его вынимают и ломают, - если масло варено достаточно, то он сломается как сухарь, если нет, то будет мягок и этим покажет, что в масле еще столько водных частиц, что оно не вытягивает сырость из хлеба; тогда еще продолжают варку. Готовой олифе дают простыть, после чего сливают в бочонки или в малярные кувшины и употребляют для растирания красок или для разведения растертых.
Для светлых красок олифе дают отстояться до разливания в посуду; чем долее олифа стоит, тем делается чище и прозрачнее. Часто, кроме зильберглета, кладут в масло при варке еще капрас(серно-кислый цинк, или белый купорос), сурик, тоже белила и умбру; но все эти лишния примеси, из коих каждая служит для осаждения слизей из масла, а вместе оне только портят ея цвет и уменьшают чистоту.
Если имеется достаточно времени для приготовления олифы, то сие можно сделать и без варки; для этого следует положить в масло свинцоваго уксусу, около 2 фунт. на пуд масла, дать потом маслу отстаиваться в продолжении месяца, не менее; после чего масло сливают и употребляют как вареное. Таким образом приготовленное масло бывает чище и прозрачнее, и потому его иногда употребляют для белил, кроме того оно придает краске большую прочность чем олифа.

ВТОРОЙ СПОСОБ
Некоторые опыты показали, что масленныя краски значительно выигрывают в прочности, если их растирать на олифе, в коей растворена резина. такая олифа приготавляется следующим образом: в муравленный горшок или в чугунный котелок, кладут 4 части, по весу, резины, изрезанной на маленькие кусочки; наливают в нее столько же по весу, очищенной нефти, и оставляют на одни сутки, по истечения которых резина распутится в нефти и представит жидкую массу. Для уменьшения издержек, можно налить только 1\4 того количества нефти, а через сутки прибавить чистаго скипидару, одинаковое количество по весу с количеством резины, который растворит резину окончательно. После этого котелок ставят на горящие уголья, и мешая безпрерывно лопаточкою, подливают столько же олифы (т.е. одинаковое с количеством скипидара вареной предварительно, как описано выше; с зильберглетом). При этом наблюдают, чтобы состав не доходил до кипения и стараются окончить всю варку в полчаса. Наконец процеживают состав, пока он еще не простыл, сквозь проволочное сито и сливают в бочонки или малярные кувшины. На этом составе приготавливают краски всех цветов и употребляют их как для деревянных, так и для металлических вещей, а равно идля парусины. Поверхность, покрытая в три раза такою краскою, высохшею каждый раз как следует, будет защищена от действия атмосферы как бы тонким слоем резины.


<< назад

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск