Прочность всякой масляной краски и скорость
с которою она сохнет, много зависят оттого, как сварена употребленная
в краску олифа. Масло варится для того, чтоб отделить из него
водяные частицы и слизи, остающиеся в нем при добывании его
из семян и препятствущия скорому высыханию красок. При варке,
водяные частицы испаряются, а слизи, которыя удерживают их
в масле, без них осаждаются на дно сосуда. Для скорейшаго
и более совершеннаго осаждения слизей, кладут в масло, во
время варки, несколько зильберглету и именно: на пуд около
1 фунта, помешивая масло по временам.
Самая варка производится следующим образом: ставят котел с
маслом налитым, для предосторожности, не более как до половины
онаго, на малый огонь, и доведя кипение до того, чтобы началось
легкое клокотание масла с самым малым отделением пара, поддерживают
оное в этой степени. Большой пар покажет что масло подожжено,
отчего оно теряет чистоту и делается темно-бураго цвета. Чтобы
узнать, когда олифа готова, употребляют различные средства;
но самое простое и верное есть следущее: бросают в масло кусок
мякиша свежаго хлеба, который, по причине отделения из него
сырости,, с быстротою опишет в котле несколько кругов и потом
остановится; тогда его вынимают и ломают, - если масло варено
достаточно, то он сломается как сухарь, если нет, то будет
мягок и этим покажет, что в масле еще столько водных частиц,
что оно не вытягивает сырость из хлеба; тогда еще продолжают
варку. Готовой олифе дают простыть, после чего сливают в бочонки
или в малярные кувшины и употребляют для растирания красок
или для разведения растертых.
Для светлых красок олифе дают отстояться до разливания в посуду;
чем долее олифа стоит, тем делается чище и прозрачнее. Часто,
кроме зильберглета, кладут в масло при варке еще капрас(серно-кислый
цинк, или белый купорос), сурик, тоже белила и умбру; но все
эти лишния примеси, из коих каждая служит для осаждения слизей
из масла, а вместе оне только портят ея цвет и уменьшают чистоту.
Если имеется достаточно времени для приготовления олифы, то
сие можно сделать и без варки; для этого следует положить
в масло свинцоваго уксусу, около 2 фунт. на пуд масла, дать
потом маслу отстаиваться в продолжении месяца, не менее; после
чего масло сливают и употребляют как вареное. Таким образом
приготовленное масло бывает чище и прозрачнее, и потому его
иногда употребляют для белил, кроме того оно придает краске
большую прочность чем олифа.
ВТОРОЙ СПОСОБ
Некоторые опыты показали, что масленныя краски значительно
выигрывают в прочности, если их растирать на олифе, в коей
растворена резина. такая олифа приготавляется следующим образом:
в муравленный горшок или в чугунный котелок, кладут 4 части,
по весу, резины, изрезанной на маленькие кусочки; наливают
в нее столько же по весу, очищенной нефти, и оставляют на
одни сутки, по истечения которых резина распутится в нефти
и представит жидкую массу. Для уменьшения издержек, можно
налить только 1\4 того количества нефти, а через сутки прибавить
чистаго скипидару, одинаковое количество по весу с количеством
резины, который растворит резину окончательно. После этого
котелок ставят на горящие уголья, и мешая безпрерывно лопаточкою,
подливают столько же олифы (т.е. одинаковое с количеством
скипидара вареной предварительно, как описано выше; с зильберглетом).
При этом наблюдают, чтобы состав не доходил до кипения и стараются
окончить всю варку в полчаса. Наконец процеживают состав,
пока он еще не простыл, сквозь проволочное сито и сливают
в бочонки или малярные кувшины. На этом составе приготавливают
краски всех цветов и употребляют их как для деревянных, так
и для металлических вещей, а равно идля парусины. Поверхность,
покрытая в три раза такою краскою, высохшею каждый раз как
следует, будет защищена от действия атмосферы как бы тонким
слоем резины.
|