Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна



<< назад


Места постановки и размеры
рангоутных деревьев

Использован материал (стр. 104-107, ч.1)
из труда:
"Опыт Морской практики"
Сочинил Капитан-Командор, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императорской Академии Наук член Платон Гамалея, Санкт Петербург; Морская Типография 1804г. В 2 частях: 258стр. + чертежи и 392 стр. + Атлас рисунков;

лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений (А.Б.)



111. Не иначе как долговременною практикою определены нижепоказанные размерения, которые хотя и не могут приличиствовать всем судам, в линейных кораблях мало от истины удаляются.

112. Грот-мачта ставится на 19\36 длины корабля от стема. Разстояние фок-мачты от стема есть 1\9 длины корабля; а бизань-мачта удалена от стрнпоста на 1\6 той же длины. Бушприт наклоняют к горизонту под углом около 35 градусов.

113. Полусумма длины и ширины корабля, или 2,5 ширины его дают длину грот-мачты с топом, на которой берется 1\9 длины мачты. Фок-мачта 1\8ю или 1\9ю, а бизань-мачта 1\6ю или 1\7ю короче грот-мачты. Полторы ширины корабля равняются длине бушприта, а также длине грот-стеньги; фор-стеньга 1\9ю, а крюсь-стеньга 1\3ю короче грот-стеньги. Длина утлегаря есть 2\3 длины бушприта. Брам-стеньги без их флагштоков в половину короче нижних своих стеньг; или точнее, кажждая брам-стеньга есть 4\9 своей стеньги, а на длину флагштока берется 4\5 сей длины брам-стеньги.

114. Половина длины корабля, или две ширины его, составляют длину грота-рея без ноков, а на оба нока берется 1\10 длины рея; фока-рей 1\9ю, а бизань-рей 1\6ю короче грота-рея. Марса-реи равняются 5\7 нижних своих реев; брам-реи 1\3ю короче марса-реев; а бом-брам-реи 1\3ю же или 1\2ю короче брам-реев. Бегин-рей равен грот-марса-рею, а крюсель-рей грот-брам-рею. Также, блинда-рей равен фор-марса-рею, а бом-блинда-рей фор-брам-рею. Драйвер-шпирт имеет одну длину с грот-марса-реем, а драйвер-рей в половину его короче.Наконец, длина лисель-шпиртов есть половина длины нижних реев.

115. Одна тридцать шестая доля длины мачты или стеньги, или 1\3 сея длины в футах, показует в дюймах самый больший диаметр, которой мачта имеет против нижней палубы, а стеньга у вершины мачтового топа; две трети сего диаметра дают самый меньший диаметр в топе. Самый больший диаметр бушприта, соответствующий недгедцам, есть 1\24 длины его, или половина сея длины в футах дает оный диаметр в дюймах; малый же диаметр бушприта, равен половине большаго. Толщина утлегаря в нижнем конце ищется от длины его, так же как и стеньги, а малый его диаметр есть4\5 большаго.Толщина грота и фока-реев по середине, измеряемая также по диаметру, есть 1\48 длины их, или взятая в дюймах 1\4 длины в футах; а ноки 1\3ю тоньше середины. Толщина марса-рея посредине есть 1\54 его длины, или взятыя в дюймах 2\9 длины в футах. Наконец, толщина бизань-рея, брам-реев, бом-брам-реев, драйвер-реев и лисель-шпиртов равна 1\60 длины их, или сия толщина в дюймах есть 1\5 длины в футах.


<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск