Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна



<< назад


Лот.
Определение глубины лотом

Использован материал (стр. 45-46, ч.1, стр.288-290 в прим. ч.2 )
из труда:
"Опыт Морской практики"
Сочинил Капитан-Командор, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императорской Академии Наук член Платон Гамалея, Санкт Петербург; Морская Типография 1804г. В 2 частях: 258стр. + чертежи и 392 стр. + Атлас рисунков;

лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений (А.Б.)


Лот есть свинцовая гиря обделаная наподобие кона, с выемкой в основании, для принятия сала, к которому пристает грунт, когда лот достигнет дна моря. Вес ручных лотов бывает от 10 до 6 фунтов, а дипь-лотов от 40 до 25 фунтов. К вершине лота привязывается разделенный на сажени 6-ти футовой меры линь, которой для ручных лотов делается тросовой в 12 и 9 нитей, длиною до 40 сажень; а дип-лот-лини бывают кабельной работы, толщиною в 1,5 дюйма и длиною во 100 сажень. Чрез каждые пять сажень ввязывается в линь (*) ремешки с зубчиками, таким образом, что на 5-и саж. считая от лота, один зубчик, на 10 саж. два зубчика, на 15-и три, и так далее. Сверх того в ручных лотах на 3, на 7 и на 12 сажень привязаны марки из флагдуку разных цветов. Наконец, для измерения самых малых глубин, первые пять сажень разделяются, марками из голандской нити посаженно.

(*) Прежде нежели станут развязывать лот - линь, вытягивают оный сколько возможно.


Мы описали лот в параграфе 274 а здесь прилично показать употребление сего орудия. Мы скажем только, каким образом измеряется глубина на ходу; ибо когда корабль стоит неподвижно, сие действие не имеет никакой трудности. При тихом ходе и на малой глубине бросают ручные лоты; но при большем ходе и на великой глубине обносные или дипь-лоты употребляются.В первом случае, матроз, которой обыкновенно из рулевых бывает, взяв лот становится на грот-руслень; набирает довольно большую бухту линя, и опершись грудью на на привязанный к юферам сезень именуемый брест-роп, размахивает лотом перед, имея между перстами кневень ввязвный в линь не далеко от онаго; потом бросает изо всей силы в перед, и выпускает линь слабо, пока лот не достигнет дна и против его места не поравняется; тогда вытягивая линь, примечает марку у воды, и выкрикивает громко глубину, которая оная означает. Дип-лот обносят от бизань-мачты до кранбала, откуда матроз бросает ег в перед с немалою бухтой линя, которой выпускают, пока лот не придет против грот-мачты; тогда выбирают слабину; а когда оный поравняется против бизань-мачты, вытягивают линь, и по тяжести узнают, достал ли лот дна, или его пронесло, замечая в обоих случаях марку у воды. Сия марка показывает точную глубину, когда линь в момент наблюдения имеет вертикальное положение; но обыкновенно оный большую или меньшую и потену назад делает. Сего ради надлежит также приметить марку, которая вошла в руку, и знать высоту руки над водою; тогда найдется глубина по пропорции, следующим образом. Положим, например, что у воды была марка 20 саж. а вруке 25 саж. и что вертикальная высота руки над водою есть 22 фута. Сие последнее растояние будучи одной четвертью меньше 5 сажень или 30 фут, того растояния, которое оказалось по линю, следует что из 20 саж. должно убавить одну четверть, и сотанется настоящая глубина 15 сажен. Я думаю не нужно сказывать моим читателям, что сие правило основано на подоби треугольников, и что по причине кривизны, которую линь получает, оно есть точное, а токмо приближенное. Узнав глубину, вытаскивают лот, заложив линь его в особливый канифас-блок привязанной к бизань-вантам: дабы облегчить сие дейстие, и чтобы лот не смог попасть под корабль, когда сей идет с дрейфом, обыкновенно с наветренной стороны бросают оный. Чем тише корабль идет, тем удобнее глубину мерять; и потому когда на то время ложаться в дрейф, или лежа бейдевинд, придерживают круче. Трудно достать лотом до дна на глубине большей 100 сажень, но о столь великой глубине и нет нужды знать в мореплавании.


<< назад


Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск