Чтобы ЧЕРНЕТИ дать хороший отблеск, чтоб она
ровнее ложилась и так же чтоб скорее и лучше сохла, в нее подмешивают
несколько терпентиннаго масла, или скипидара. Грунт под чернеть
кладется шарою краскою.
ЧЕРНАЯ, НЕ МАСЛЯНАЯ КРАСКА, ДЛЯ ДЕРЕВА
На 3 и 3\4 фунта уксусу кладут 1\2 фунта мумии(*) или железной
ржавчины и оставляют эту смесь по крайней мере на десять дней;
чем дольше, тем лучше. После этого прибавляют 1 фунт ламповой
сажи и 1\4 фунта зеленого купороса. Эту новую смесь мешают в продолжении
нескольких часов, после чего она готова для употребления.
(* мумия получается при перегоне купоросного масла из железнаго
купороса, и известна в продаже тоже под названием Colcotar или
Crocus).
Чтобы получить БЕЛУЮ КРАСКУ МАТОВОГО ЦВЕТА, растирают белила сперва
на воде, потом наливают в них олифу и сильно мешают; при чем олифа
соединится с белилами, а вода отделится, дав последней отстояться,
ее сливают и разводят белила скипидаром (*) На белых шканцах заметна
почти каждая пылинка и каждое прикосновение нечистым пальцем оставленное
пятно; но она представляет то большое преимущество пред смешанными
красками, что подкрашивается не оставляя следов. Чтоб обыкновенная,
не матовая белая краска скорее сохла, подмешивают в белила также
несколько скипидару.
(*при этом следует употреблять скипидар, известный под названием
веницианскаго, добываемый из лиственничных дерев; он не имеет
того неприятнаго запаху как обыкновенный, добываемый из обыкновенной
сосны).
Для шеколадной краски, для медянки и для сибирки находятся в употреблении
следующие составы:
Для СВЕТЛО-ШОКОЛАДНОЙ: на два стакана олифы берут 1 ложку умбры
и 2 ложки мумии; смешав это как можно лучше, кладут 4 столовыя
ложки этой смеси на ведро разведенных белил; к этому прибавляют
еще ложку жидко-растертой киновари и ложку берлинской лазури.
Перемешав все это, краска будет готова.
СУРИК И КИНОВАРЬ употребляется иногда для шлюпок; кроме того,
первая употребляется для грунтования железных вещей, а последняя
иногда для портовых косяков.
Грунт для МЕДЯНКИ: на ведро разведенных белил кладут один стакан
разведенной берлинской лазури; перемешав это, получится светло-голубая
краска. После этого прибавляют два стакана жидко разведенного
лучшаго хромгельба (хромиево-кислый свинец),- получится светло-зеленая
краска, которую следует смешать с двумя ведрами неразведенной
медянки. Медянка есть одна из самых прочных красок для дерева.
Чтобы узнать, не содержит ли она какой либо примеси, стоит смешать
с нею немного ослабленной серной кислоты, которая непременно растворит
медянку, а белила и примесь оставит нерастворенными. Грунт под
медянку кладется светло-шарою краскою.
Для СИБИРКИ: распускают в кипятке медный купорос и подсыпают в
раствор, понемногу, поташу, до тех пор, пока состав, после прибавления
поташу, уже не будет более подниматься; тогда прибавляют еще 1\10
часть всего растворенного количества купороса и дают ему распутиться;
наконец подливают, на глазомер, пробуя краску на дереве, плавленнаго
мелу и клею. Если отпущеннаго количества клею недостает, чтоб
сделать клеевую краску достаточно клейкою, то вместо клея (который
обыкновенно довольно дорог) можно употребить невыделанную кожу
и копыта. Должно вскипятить с ними воду и поддерживать кипение
в продолжение 48 часов, или пока почтивсе положенное в воду количество
не распустится, После этого следует пропустить смесь сквозь флагдук
и вылить на клей с мелом или известью, предварительно мелко растертые
и просеянные сквозь флагдук или что либо подобное. Наконец добавляют,
сколько нужно воды. Белизна краски будет зависеть от качества
клея и мела или извести.
ЗОЛОЧЕНИЕ Листовое золото кладется на золотой грунт; а лучший
и самый простой такой грунт есть густое масло всплывающее на желтой
краске, если поддержать оную, не трогая, несколько месяцев в малярном
горшке. Когда грунт порядочно высохнет, на что потребно 7 или
8 часов, накладывают золото. При повторительной позолоте следует,
до положения грунта, вымывать старую позолоту теплою водою с мылом.
Чтобы удостовериться, что золото не имеет примеси, стоит только
капнуть на позолоту крепкой водкой отчего при нечистом металле
покажется зеленое пятно.
|