Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна



<< назад

Приготовление краски, применение.
Золочение

"Вооружение Военных Судов", издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков;
(испльзованы стр. 395 - 407, лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений, А.Б.)



Чтобы ЧЕРНЕТИ дать хороший отблеск, чтоб она ровнее ложилась и так же чтоб скорее и лучше сохла, в нее подмешивают несколько терпентиннаго масла, или скипидара. Грунт под чернеть кладется шарою краскою.

ЧЕРНАЯ, НЕ МАСЛЯНАЯ КРАСКА, ДЛЯ ДЕРЕВА
На 3 и 3\4 фунта уксусу кладут 1\2 фунта мумии(*) или железной ржавчины и оставляют эту смесь по крайней мере на десять дней; чем дольше, тем лучше. После этого прибавляют 1 фунт ламповой сажи и 1\4 фунта зеленого купороса. Эту новую смесь мешают в продолжении нескольких часов, после чего она готова для употребления.
(* мумия получается при перегоне купоросного масла из железнаго купороса, и известна в продаже тоже под названием Colcotar или Crocus).

Чтобы получить БЕЛУЮ КРАСКУ МАТОВОГО ЦВЕТА, растирают белила сперва на воде, потом наливают в них олифу и сильно мешают; при чем олифа соединится с белилами, а вода отделится, дав последней отстояться, ее сливают и разводят белила скипидаром (*) На белых шканцах заметна почти каждая пылинка и каждое прикосновение нечистым пальцем оставленное пятно; но она представляет то большое преимущество пред смешанными красками, что подкрашивается не оставляя следов. Чтоб обыкновенная, не матовая белая краска скорее сохла, подмешивают в белила также несколько скипидару.
(*при этом следует употреблять скипидар, известный под названием веницианскаго, добываемый из лиственничных дерев; он не имеет того неприятнаго запаху как обыкновенный, добываемый из обыкновенной сосны).

Для шеколадной краски, для медянки и для сибирки находятся в употреблении следующие составы:
Для СВЕТЛО-ШОКОЛАДНОЙ: на два стакана олифы берут 1 ложку умбры и 2 ложки мумии; смешав это как можно лучше, кладут 4 столовыя ложки этой смеси на ведро разведенных белил; к этому прибавляют еще ложку жидко-растертой киновари и ложку берлинской лазури. Перемешав все это, краска будет готова.

СУРИК И КИНОВАРЬ употребляется иногда для шлюпок; кроме того, первая употребляется для грунтования железных вещей, а последняя иногда для портовых косяков.

Грунт для МЕДЯНКИ: на ведро разведенных белил кладут один стакан разведенной берлинской лазури; перемешав это, получится светло-голубая краска. После этого прибавляют два стакана жидко разведенного лучшаго хромгельба (хромиево-кислый свинец),- получится светло-зеленая краска, которую следует смешать с двумя ведрами неразведенной медянки. Медянка есть одна из самых прочных красок для дерева. Чтобы узнать, не содержит ли она какой либо примеси, стоит смешать с нею немного ослабленной серной кислоты, которая непременно растворит медянку, а белила и примесь оставит нерастворенными. Грунт под медянку кладется светло-шарою краскою.
Для СИБИРКИ: распускают в кипятке медный купорос и подсыпают в раствор, понемногу, поташу, до тех пор, пока состав, после прибавления поташу, уже не будет более подниматься; тогда прибавляют еще 1\10 часть всего растворенного количества купороса и дают ему распутиться; наконец подливают, на глазомер, пробуя краску на дереве, плавленнаго мелу и клею. Если отпущеннаго количества клею недостает, чтоб сделать клеевую краску достаточно клейкою, то вместо клея (который обыкновенно довольно дорог) можно употребить невыделанную кожу и копыта. Должно вскипятить с ними воду и поддерживать кипение в продолжение 48 часов, или пока почтивсе положенное в воду количество не распустится, После этого следует пропустить смесь сквозь флагдук и вылить на клей с мелом или известью, предварительно мелко растертые и просеянные сквозь флагдук или что либо подобное. Наконец добавляют, сколько нужно воды. Белизна краски будет зависеть от качества клея и мела или извести.

ЗОЛОЧЕНИЕ Листовое золото кладется на золотой грунт; а лучший и самый простой такой грунт есть густое масло всплывающее на желтой краске, если поддержать оную, не трогая, несколько месяцев в малярном горшке. Когда грунт порядочно высохнет, на что потребно 7 или 8 часов, накладывают золото. При повторительной позолоте следует, до положения грунта, вымывать старую позолоту теплою водою с мылом. Чтобы удостовериться, что золото не имеет примеси, стоит только капнуть на позолоту крепкой водкой отчего при нечистом металле покажется зеленое пятно.




<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск