...Остается нам токмо наполнить все
пазы или щели между обшивными досками наружными и внутренними,
и сию работу исправляют люди сего искусства, называемые конопатчики.
Для сего употребляют старые канаты, разрубая их на многие
части или концы, которые распускают и все пряди сих концов
разщипав прядут слабо помощию колеса, делая их них мягкие
пряди, или веревки около двух дюймов в диаметре. Работник
желающий законопатить промежуток двух досок, начинает увеличивать
его внутри, буде оный так узок, что не пропускает конопать
до дна паза или до наружной поверхности членов. Потом помощию
конопатки и мушкеля вбивает он сию прядь между двумя досками.
Понеже пазы суть не одинаковой глубины смотря по толщине досок,
того ради конопатчик кладет последовательно многия пряди для
наполнения их промежутка, и вколачивает оные с великою силой
в паз. Когда он положит их две, и как первый употребленный
им способ для запущения оных не весьма действителен, то он
оканчивает тем, что крепко заколачивает их внутрь паза помощию
другой конопатки, именуемой дорожником, в конце котораго вынут
круглой и глубокой жолобок, дабы запущенная прядь могла плотнее
уложиться в оном, и посредством мушкеля, которым ударяет он
по вершине сего дорожника. Потом две новые пряди вколачиваются
с таковым же тщанием; другие пряди последуют еще за первыми,
и сии деяния до тех пор повторяются, покуда паз так туго набит
будет и конопать так плотно стеснится, что вода сквозь нее
пройти не возможет.
Таким образом законопачиваются все пазы наружных обшивных,
також и внутренних поясов корабля, как то палубных досок и
обшивки между деками, ибо обшивные трюмные пояса не законопачиваются
(*)
Конопатчики во время работы своей должны стараться осматривать
обнаруженныя головки всех болтов употребленных на пришивку
поясов к каждому члену; и как прежде вколачивания оных плотники
обвертывают головки их пенькою, то конопатчики подбирают гладко
около сей головки все небольшие висящие хохлы. Сии особенныя
наблюдения не токмо весьма полезны, но служат также и к поверению
не пропустили ли плотники заколотить все гвозди, болты или
нагели во все диры проверченныя брызгасами. Конопатчики обыкновенно
находят сии опасныя ошибки, или как они называют, промахи.
Когда все пазы или щели, куда вода протекать могла бы, наполнятся
конопатью, тогда пекутся о сохранении и долговременном пребывании
сей конопати в пазах, которую всегдашняя мокрота от безпрепятственнаго
сообщения воды с оною удобна бы была вскоре сгноить и повредить;
сего ради предупреждают сей вред покрытием каждого паза мазью
непроницаемою от воды, сиречь заливают каждый паз горячею
смолою. Потом всю подводную часть, как доски так и пазы смазывают
новой мазью, которая есть смешение состоящее из осми частей
сухой смолы, из одной части серы, и из одной сала или ворвани.
Когда вся подводная часть ею смажется, тогда оная делается
гладкою, ровною, и кажется удобнейшею для стремления по воде.
Сии мази размазываются некотораго рода мазилками, которыя
сделаны из суконных лоскутков прибитых гвоздиками к концу
палки.
(*) Мы (русские, прим.А.Б.) при
конопачении подводной части кораблей всегда пускаем наперед
одну прядь шерсти, а другую прядь пакли белой, называемой
бородка, прочия ж пряди все красной пеньки. Первая прядь шерсти
пропускается для того что она не столько подвержена гниению
от всегдашней сырости между набором и обшивкою подводной части
корабля.
|