Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна



<< назад


Кильсон.
Использован материал (стр. 350-352, ч.1)
из труда:
"Искусство или Главные начала и правила научающие искусству строения, вооружения, правления и вождения кораблей", Сочиненное господином Роммом,
Корреспондентом Парижской Академии Наук и Профессором Навигации морского училища.
Перевел с французского: Флота Капитан Александр Шишков;
Типография Морскаго Шляхетнаго Кадетскаго Корпуса, 1793г. 1 часть 542 стр., 2 часть 355 стр. + Атлас чертежей и рисунков;
(лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений, А.Б.)


Киль конечно есть основание уже твердо соединяющее все настоящие и наборные шпангоуты; но к сему способу соединения присовокупляют еще кильсон, простирающийся от носу к корме корабля по верхней грани и по середине всех флортимберсов, также по концам лорфутоксов и половинчатых флортимберсов. Оный идет таким образом поперег всех шпангоутов; объемлет выемками своими как флортимберсы их так и лорфутоксы; связует все сии части; и великими размерениями своими охраняет не токмо взаимное их положение, но купно препятствует кривизне, какую киль часто побуждается брать противно той, которая означена литерами b,o,a. Сей кильсон простирается от последняго передняго шпангоута до задняго, и даже подходит как можно ближе к стему и старнпосту.
Концы его сотоят из одной штуки имеющей всю широту киля, и которой лекало сделано по месту, какое она занимать должна: посредине корабля, где должно ему иметь самую большую твердость, он делается шире; широта его в сем месте одною третью превосходнее широты киля; сего ради он составляется из двух штук сплоченных толщинами вместе, и сшитых болтами; сия толщина их равна половине ширины кильсона. Когда кильсон слогается в ширину из двух штук, тогда штуки составляющие длину онаго примыкаются одна к другой концами (*); но ежели кильсон бывает одинакой, тогда концы сих штук соединяются замками наподобе штук киля. Нижняя грань кильсона имеет у себя выемку против каждаго шпангоута. В кильсоне делаются также квадратные зубы, имеющие два с половиной дюйма высоты посредине корабля, и несколько побольше к концам онаго. Сии зубы делаются для наполнения пустоты находящейся между шпангоутами, и они лежат на вершине каждой прокладки, которая, как прежде было сказано, утопляется на полтора дюйма ниже верхней грани каждаго флортимберса. Помощию сих зубов весь кильсон содержит плотно флортимберсы и лорфутоксы во взаимном их разстоянии. Притом оный утверждается в вышепоказанном месте ершами входящими глубоко в киль. Однакож крайния части его не прежде прикрепляются к шпангоутам, как когда уже положены будут другия связующия штуки о коих мы скоро говорить станем. Приметим что сии ерши вбиваются в лорфутокс каждаго шпангоута, и таким порядком, что когда кильсон прикреплен будет к лорфутоксу шпангоута находящегося на правой стороне, тогда крепится с ним лорфутокс последующаго шпангоута на левой стороне. Наблюдают также чтоб оный не был пришит в тех местах, где должны помещаться ридерсы, которые суть новые шпангоуты, не столь многочисленные как настоящие; они поставляются внутри корабля параллельно миделю.

(*) Должно разуметь притом, что стыки смежных штук не должны быть один против другаго.



<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск