Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна



<< назад


Устройство Киля
Использован материал (стр. 306-308, ч.1)
из труда:

"Искусство или Главные начала и правила научающие искусству строения, вооружения, правления и вождения кораблей", Сочиненное господином Роммом,
Корреспондентом Парижской Академии Наук и Профессором Навигации морского училища.
Перевел с французского: Флота Капитан Александр Шишков;
Типография Морскаго Шляхетнаго Кадетскаго Корпуса, 1793г. 1 часть 542 стр., 2 часть 355 стр. + Атлас чертежей и рисунков;
( лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений, А.Б.)


Понеже киль, имея великую длину, не может сделан быть из одной штуки, того ради составляют оный из многих штук соединенных между собою концами (ссылка на альбом с чертежами прим.А.Б.) Сии штуки получают с начала образ прямоугольнаго параллепипеда, которого высота всегда превосходит ширину. (Я должен предуведомить здесь, что говоря вообще о штуках, о их размерениях, или о их гранях, я разумею о них так как оныя помещены в корабле, делая часть онаго). В военных кораблях ширина киля есть около 1\124 главной длины, а высота или глубина его 1\108 той же меры. В штуках сохраняется впрочем вся длина, какую могут иметь леса прежде обделания оных; и когда оне получат сей первый образ, тогда приготовляют их таким образом, чтоб оне могли быть твердо соединены. Сего ради дают им новый призматический образ, оканчивая их замком, котораго длина равна пяти или шестикратной толщине киля. Замок шириною равен ширине штуки, но тостота онаго при начале есть 2\3, а при конце его 1\3 высоты киля. Таковой замок, составляющий концы штук киля, делается сим образом для того, дабы наложену быть на другой такой же замок вырезанный в противную сторону, в штуке служащей продолжением килю.Одна задняя штука киля имеет у себя токмо один замок; но все прочия имеют оных два. Можно составить из них прямоугольной параллепипед, идущий от старнпоста до начала стема, и которых собрание сделается килем корабля. Понеже стем должен крепко присоединен быть к килю, того ради плотники делают штуку, называемую бакс, которая оканчивает киль с переди, и которой другой конец изогнувшись восходит в верх, составляя начало стема. Ворот сея штуки чем выше тем лучше, но другое ея размерение должно быть равное со штуками киля, длина же горизонтальнаго основания ея бывает какая токмо возможна.
Когда все штуки киля будут обделаны порознь, тогда сносят их вместе для соединение на краткое время, дабы увидеть ладно ли оне приходятся. По разсмотрении же оныя точно составляют киль, делают на обеих вертикальных гранях жолобок именуемый шпунт. Сей жолобок идет во всю длину киля параллельно нижней его кромке; он делается для впущения в него края нижних обшивных досок, долженствующих покрывать шпангоуты, и плотники, чтоб сделать его удобным и правильным употребляют для сего небольшое лекальцо. Таким образом шпунт есть треугольный жолобок, котораго отверстие равно толщине вышеупомянутых обшивных досок, а глубина около 2\3 оных. Впрочем верхний край его идет почти подле самой верхней кромки киля.


<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск