Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна


<< назад

Rambler's Top100

ЗАЩИТА ДЕРЕВА:
Огнезащита, Льняное масло и Воск



В самом начале работ над пропитками станков пушечек Бота вставали несколько требований, которым, по моему мнению, последние должны были непременно отвечать в эксплуатации: в первую голову - прочность, второй критерий - защита древисины от воздействия влаги (атмосферное и прямое) и, наконец, - огнезащита станков. Последнее условие было не столь обязательным - воды кругом предполагается в избытке:), однако, пока готовился, и этот вопрос был дотошно изучен. Исчерпывающую информацию по огнезащите в целом представляет ресурс : http://www.spektrstrim.ru , непосредственно сама огнезащита деревянных конструкций , приемы ее использования, материалы и технологии прописаны в отдельном разделе сайта. К слову, - некоторыми советами и материалами из этого источника, с успехом воспользовался позднее в околостроительных работах.

ВОЩЕНИЕ
Технику выдерживал такую же как и при обработке прикладов мушкетов того времени. Порядок и технологию дела "подглядел" у одного итальянца - реставратора старого оружия. Сначала конечно были закончены все подготовительные работы с деревом, шкурочкой конечно. Потом началась пропитка. Использовал для этого натуральное льняное масло(лучше найти рафинированное, если есть), но можно выкрутиться и так. Масло сливал в металлическую посудину, ставил на плиту и калил примерно с час. Параллельно подогревал деревяшки. Потом мазал дерево горячим маслом, какие части помещались - те просто купал в масле, все это дело раскладывал на столе и оставлял на сутки. Занимался этим по ночам, потому что запах не всем по душе(хотя мне нравится - пахнет художественными красками, они ведь все на льняном), а кухня у меня общая с еще двумя соседями. Сутки проходят, все повторяешь вновь, (конечно кроме перекаливания масла - его просто раскаляешь) и так 7-8 суток. Я проделывал это 8 раз и если учесть, что комплект одного станка (лафета) состоит из 12 деталей(это только деревянных), а станков 4, то у меня это заняло больше месяца. Но дело того стоит. После 8-суточной пропитки, когда дерево перестает принимать масло, все хозяйство перекочевало на шкаф в комнате, под потолок. Сохло все там до кондиции еще, наверное, недели 3 если не больше. Говаривают что хватает и недели, но это для тех кто торопится, т.е. не про меня. Такая обработка маслом в принципе уже законченная защита дерева, однако вощение может придать не только внешний вид более элегантный, но и укрепить поверхность от механических повреждений. Смотря какой техникой вощить. Для повышения прочности в приготовление пасты включают канифоль. Тоже наш продукт, я имею ввиду - натуральный. Пропорции следующие - 200 грамм воска пчелиного, 50 грамм канифоли (без добавленных жиров) и 140 грамм живичного скипидару. На водяной бане распускаешь воск до консистенции воды, всыпаешь канифоль - она быстро доходит, тщательно перемешиваешь, параллельно подогреваешь скипидар, только чтобы не вспыхнул(смеюсь !), потом и его до кучи. Все это мешаешь еще минут пять - вот и похлебка готова. Поставить и пусть при комнатной температуре все это дело превратиться в пасту, напоминающую вазелин. Цвет остается практически восковый, к приятному, медовому запаху воска, беспардонно прилипает запах скипидара. Но это пусть не пугает, после вощения и просыхания он улетучивается и остается только потяжелевший запах меда. Пасту наносить надо холщовой тряпочкой, лучше если дерево будет теплым, ей же растирать до заполнения пор, постепенно она начинает скользить как по маслу. Вот тут надо перейти к тряпочке шерстяной, и уж ей и навести блеск окончательный. А он матовый, приятный. Потом поставить вновь все на просушку, потом повторить шерстью. Если при нанесении пасты есть лишки - убрать все очень легко обычным феном (если конечно столярного нет) и той же тряпочкой. Я у Нины моей (супруга) фен выпросил, потому как выходные были - у соседа есть на работе нормальный, иногда пользуюсь. Правда от домашнего фена тут же отказался ( зря только заляпал) слишком уж он маломощный, просто воспользовался камфорткой у плиты, погрел и смел лишнее. Вот и вся техника. Далее советуют раз в полгодика помолодить предмет, ну это уж видно будет. Я - то в конце концов не вылизываю свои деревяшки - рассматривать их "под нос" никто не будет, а вот работать они должны нормально. Поэтому конечно блеском витринным у меня и не пахнет, это поле моделистов! Но они (модели) для этого и строятся - чтобы глаз радовать и мысль смотрящего. А у меня станки должны будут отдачу выдержать при выстреле и не сгнить через месяц. То же касается и всего остального. А красота в этом деле - вещь очень своеобразная. Выхолощенная деталь никогда не заменит ,к примеру, огрехи ручной ковки. Но тем ковка и хороша - там видна пластика металла, рукотворная к тому же. И так во всем. Чем больше отдает руками вещь - тем более она тянет. У меня один товарищ (большой уже, лет 57 ему) пришел посмотреть на якорь мой, так крик поднял - нет Саня, что - то тут не так, слишком ловко сработан. А ведь ковали руками, просто перебор со старанием выведения тех же граней вышел. Это кстати, тот товарищ с кем пушки лить будем, неровно он дышит на эти вещи, да и склад ума притягателен, мы с ним знакомы уже тысячу лет, а он все такой же. Сейчас вещи эти (я опять о красоте ковки) делаются штучно, тогда же их шлепали ежедневно, они попросту были необходимы. Как навесы на амбарных воротах. Я вот сегодня ездил на базарные развалы старья, так прямо в глаза бросаются эти поковки. Вроде и неказистые, но красивые.



Написать Автору


<< назад

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск