Святой Николай Мирликийский
6 (19) декабря -"Никола зимний", 9 (22) мая - "Никола вешний"

<< на главную


Николай Мирликийский (Николай Чудотворец, Никола Угодник) - один из самых почитаемых на Руси святых, покровитель и защитник домашнего скота, путешественников и плавающих по морю. Его считали покровителем русского народа, в иконописи помещали нередко по левую руку от Христа (по правую руку изображалась Богоматерь). По преданию, св. Николай жил в Мире (или Пинарах), городе в малоазиатской провинции Ликии. Старший список жития Николая Угодника ("иное житие") относится к XIV веку. Рассказывается, что будущий святой с первых лет жизни поражал окружающих своим поведением: отказывался от материнской груди по средам и пятницам (в постные дни) - кормился только вечером единожды, семилетним отроком сам назвал имя будущего учителя. В 19 лет Николай стал священником. Большая часть жития посвящена описанию творимых им чудес: изгнанию бесов, исцелениям, воскрешению мертвых, умножению хлеба и вина. Всего вместе с посмертными число чудес, совершенных св. Николаем Мирликийским, достигает 40.


Кормовой декор
Ботик Петра I "Св.Николай"

...Из всего комплекса кормового декора наибольшего внимания заслуживает полихромно расписанная фигура святого. Подобные фигуры натуралистично раскрашенные объемные изображения святых - можно встретить в любом кастеле. Так же они издавна украшают и англиканские храмы. В культе английской церкви, возникшей в период реформаций в первой половине 16 века, многое сохранилось от католицизма.
Теперь стоит вспомнить замечание Кампредона , что ботик носил имя "Святой Николай". Украшающая ботик фигура святого, благославляющего кораблик, действительно изображает архиепископа города Миры в Ликии Николая, жившего в третьем веке и возведенного христианской церковью в ранг святых. По религиозному приданию этот святой считается покровителем моряков и мореплавания. Поэтому его чаще всего изображали на фоне моря с плывущими по нему кораблями. Еще одна деталь композиции говорит о том, что изображен именно Св. Николай. Домик, вырезанный справа от фигуры святого, напоминает по своей архитектуре церковь в г. Барии, на берегу Италии, куда были в 1086 году перенесены его останки (т.н. мощи). Среди церковных принадлежностей православной церкви 16-17 веков редко встречаются объемные фигуры. На сохранившихся их образцах всегда лицо святого изображается в полный фас, лицо же Св. Николая на гака- борте ботика вырезано в четверть оборота. Его одежда и лик, с черной бородой, вместо седой, не соответствуют православным иконописным законам. Из-за неприязни правосланой церкви к западным христианским вероучениям, прежние исследователи истории ботика, имени изображенного на нем святого не раскрывали. Определение имени святого и всего смыслового содержания кормовой резьбы лишний раз говорит о том, что ботик делался не в России и укрепляет версию о его постройке в Англии.

"Ботик Петра Первого"
Ларионов А.Л.,старший научный сотрудник фондов ЦВММ,
Санкт-Петербург, 1976 г., июль.
Опубликовано с сокращениями: журнал "Судостроение" №7, 1976 г., стр. 59 - 64


С нами Бог и Андреевский флаг !
...Воистину неповторим великий чудотворец Николай! "От труса, глада и потопа" - от всего спасает он. Недаром же его как своего покровителя так чтят моряки. Говорят, суда, названные святым именем Николая, никогда не терпят крушений... 6 декабря 1788 г., в день святого Николая, русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Г.А. Потемкина взял мощную турецкую крепость Очаков. В память о победе правитель Новороссии повелел возведенную верфь на Ингуле именовать городом Николаевом, а первый построенный на этой верфи фрегат назвать "Св. Николай". Первенец местных корабельных мастеров в составе эскадры адмирала Ф.Ф. Ушакова вместе с флагманским линейным кораблем Ушакова "Св. Павел" и другими кораблями, построенными в Николаеве, громил турецкий флот, штурмовал крепости на островах Видо и Корфу, действовал в других морских сражениях. Фрегат "Св. Николай" прожил славную и долгую боевую жизнь. После него еще несколько боевых кораблей и транспортов носили это славное название. Традиционно большинство русских моряков носили на шейной цепочке образок с изображением святого Николая. Перед боем на кораблях обязательно проводилось богослужение. В числе молитв моряки из поколения в поколение обязательно произносили и такую: "...Отче наш, святителю Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим".
Эту молитву сотворяли наши моряки с самого зарождения флота Российского. Вот почему последними напутственными словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были: "С нами Бог и Андреевский флаг!"
Теперь, когда нашему флоту возвращена его историческая символика и вновь налажены "контакты" с Богом, не исключено, что в годину суровых испытаний по корабельной трансляции будет звучать властный голос командира корабля: - Матросы! Помните: с нами Бог и Авдреевский флаг! Сейчас рассматривается вопрос о введении в штаты кораблей я судов ВМФ корабельных священников. Вспомним организационную структуру православной церкви в Российском флоте, существовавшую до Октябрьского переворота 1917 г.
Главным представителем Русской Православной церкви в Вооруженных Силах России был так называемый протопресвитер армии и флота. Накануне Февральской революции эту должность занимал отец Георгий Шавельский. "Протопресвитер" переводится на русский язык как "главный священник". Протопресвитер возглавлял также военный отдел в Святейшем Синоде - учреждении, которое осуществляло руководство всеми структурами РПЦ. Во главе Святейшего Синода стояло светское лицо - обер-прокурор, - которое назначалось царем, так как церковь в дореволюционной России не была отделена от государства, а патриаршество было отменено Петром 1. Обер-прокурор святейшего Синода обладал правами министра и входил в состав Совета Министров России.
Протопресвитеру армии и флота подчинялись все корабельные священники, а также священники морских и военных церквей. В Синоде решались вопросы о назначении и перемещении священников, а также об установлении им должностных окладов, снабжении кораблей церковным имуществом. Корабельные священники по своему церковному положению были иеромонахами, то есть священниками - монахами. Появление священнослужителей на кораблях имело свои исторические корни. Религиозные верования и обряды отразились и на самих судах. Судам, как мы уже знаем, часто давали имена святых, а носовые украшения с их изображениями, или, как они назывались, "галионные фигуры", как правило, связывали с названием корабля. Изображения святых помещались также под полуютом в особых нишах. Алтари** располагались в силу обычая там же, под полуютом, где раньше греки, римляне и карфагеняне устраивали свои божницы и помещали скульптурные изображения своих морских богов. То, что у нас называется "ют", у англичан зовется роор. Этот морской термин пришел к нам от латинского слова риpрis которым обозначалось место на древних судах, посвященное богам, то есть место, где хранились рирi, или изображения богов. С приходом христианства под полуютом помещали изображение Богоматери и других святых. Весьма возможно, что и у нас на первых судах времен Петра и даже Екатерины икона Николы Морского помещалась на верхней палубе при входе под полуют Поэтому корма вообще была и остается привилегированно частью судна.
На кораблях русского флота участок палубы от грот-мачты до бизань-мачты или до входа под полуют, где обычно на старых судах располагалось помещение командира корабля, называли шканцами. То, что у нас подразумевалось под шканцами, в английском флоте называется "квартердек" (quarter-deck; quarter - четверть, deck - палуба). Это приподнятая на 0,8-1 м кормовая часть верхней палубы. Пространство шканцев на корабле каждого типа определялось приказом по Морскому ведомству. Кроме того, с начала кампании русского военного корабля первым приказом командира был приказ, строго определяющий шканцы.
С удалением символа религии с верхней палубы почитание и уважение остались и перешли к кормовому флагу и шканцам. И это понятно. Флаг, в идее первоначального своего зарождения до некоторой степени был также символом религии страны, эмблемой правителя и имел в своем употреблении двойное значение. Не надо забывать также и то, что правители в течение столетий царствовали в силу права, данного Свыше, были помазанниками Божьими, а потому флаг самодержца был символом церкви и страны, центром внешнего уважения. Шканцы были, как мы уже говорили, священной частью корабля с первых дней мореплавания, и почитание их как символа, как наследие очень раннего морского обычая (оказания уважения и почтения к богам, а позже, с приходом христианства, символу креста . и изображениям святых - покровителей моряков) существовало всю историю парусного флота.
Капитан английского королевского флота В. Холл, давая описание жизни на море в его время, писал в 1931 г.:
"Каждое лицо, не исключая капитана, ступив на священное место, квартердек, притрагивается к головному убору. Ввиду того что отдание уважения относится к месту, все те, кто имеет честь быть на квартердеке в это время, обязаны ответить тем же. Таким образом, когда мидшипмен приходит на квартердек и снимает свой головной убор, все офицеры на палубе, включая и адмирала, если он был тут же, отвечают на отданную честь"
.
Этот обычай и его исполнение настолько входят в плоть и кровь служащих во флоте, что исполняются автоматически даже ночью и тогда, когда никого на шканцах нет. У нас, православных, был обычай снимать шапку и осенять себя крестным знамением, проходя храм Божий. Исполнение этого обычая наблюдается и сейчас в странах, где господствует католическая религия, как, например, в Италии и Испании. В других странах, например во Франции, в Англии, принято снимать шляпу как знак уважения при проходе могил Неизвестного солдата.
Офицеры русского флота .часто упрекались в либерализме, и как пример приводилась, между прочим, манера "штатского приветствия дамы" на улице сниманием фуражки. В действительности же это делалось в силу старого обычая выражения особого почтения. Вице-адмирал Н.Н. Коломейцев указывает на то, что обычай морских офицеров на берегу снимать фуражку в ответ на отданную честь или для приветствия с равными сохранился до конца XIX столетия, к общему удивлению офицеров армии. Мы вправе сказать, что снятие фуражки при входе на шканцы есть старый обычай - традиция, короткое, легкое, достойное, чисто "морское" признание значения флага, символа страны, места представителей власти.
Наставление о значении шканцев на корабле русские моряки получали в первые же дни поступления в Морской корпус от "стариков" - бывалых моряков, "отломавших" морскую кампанию на "Моряке" и "Невке" - первых учебных судах корпусного отряда. Помимо обычая, и Морской устав требовал от всех без исключения при входе на корабль, на шканцы, снимать фуражку, отдавая этим знак уважения и почтения флагу.
Почетной стороной шканцев считалась правая при стоянке корабля на якоре, или когда он шел на фордевинд или под парами; в прочих случаях - наветренная. Почему почет отдавался правой стороне? В русском флоте аналогично с флотами всего мира, кроме португальского, признавалось превосходство правой стороны на корабле над левой. Правая сторона была почетной стороной. Англичане, а с ними и моряки всех других наций признают почетной стороной правую потому, что мыс Горн впервые был обойден с востока на запад то есть правым бортом. Португальцы признают как почетную сторону левую потому, что их знаменитый мореплаватель Васко да Гама первым обогнул мыс Доброй Надежды, идя с запада на восток, то есть левым бортом. Если шканцы признавались как святое место, то правые шканцы были святая святых. На современных боевых кораблях русского флота, стоящих на якоре или бочке, правый трап и поныне является парадным. На судах, где соблюдались традиции, правые шканцы отводились командиру и адмиралу, а также Георгиевским кавалерам и священникам, и никто не мог быть там иначе, как по службе. При входе командира корабля на шканцы все находящиеся них, кроме старшего офицера и вахтенного начальника, обязаны были переходить на левую или подветренную сторону. В присутствии флагмана на почетной стороне могли оставаться только командир корабля и вахтенный начальник.
На русском военном корабле шканцы были местом, где совершалось богослужение, объявлялись высочайшие повеления, манифесты, приказы и приговоры судов, где в старое время производились физические наказания, а позже объявляли словесные выговоры. Получить выговор от старшего офицера или командира было первой формой наказания, но получить выговор с вызовом на шканцы по морской традиции считалось много серьезнее наказания быть посаженным под арест, или быть "с пикой", как это называлось во флоте. На шканцах собиралась команда для слушания чтения Морского устава по праздникам, что также являлось старым морским обычаем, существующим у нас во флоте до сих пор. На шканцах запрещалось курить и садиться. За всякое нарушение дисциплины, совершенное на шканцах, наказание усугублялось...

Дыгало В.А.,
"Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло",
М., 1992 г.






<< на главную


Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск



.