Rambler's Top100
Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна


<< назад



Ботик Петра I
Центральный военно-морской музей, г.Санкт-Петербург

Ботик Петра I

Информация с сайта
http://www.gov.spb.ru/

Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга

Ботный дом возведен в 1762-1765 годах по проекту архитектора А.Ф.Виста «для содержания ботика государя императора Петра Перваго». В 1767 году в нем установили петровский ботик, перевезенный из Москвы в 1723 году. Здание венчала деревянная статуя Навигации, в 1826 году ее заменила алебастровая статуя Нептуна, а в 1827 году – статуя Наяды (обе созданы Н.А.Токаревым). В 1891 году Д.И.Иенсен выполнил для Ботного дома новую терракотовую фигуру «Навигации». В 1940 году ботик был передан на хранение в Центральный военно-морской музей, а в Ботном доме экспонируется его точная копия. Реставрационные работы начались в 2000 г. Проведен капитальный ремонт кровли, реставрация фасадов и фигурных стилобатов портиков Ботного дома, воссоздана статуя Навигации, венчающая кровлю. Реставрация: В 1996-1997 гг. выполнена реставрация фасадов дома. Восстановлены все архитектурные детали ХYIII века – карнизы, наличники проемов, базы и капители колонн и пилястр. Завершен капитальный ремонт кровли, окрашены фасады, по остаткам кирпичного основания восстановлен фигурный гранитный стилобат. На крыше установлена точная копия “Навигации”, изготовленная гальванопластическим способом.

В 1722 году в Петербург был доставлен ботик Петра I, названный им "дедушкой русского флота".
В детские годы Петр плавал на этом ботике по Яузе, а затем по Переяславскому озеру, учился править рулем и ходить под парусами. 11 августа 1723 года ботик участвовал в военно-морском параде, которым были отмечены блестящие успехи русского флота в Северной войне. На Кронштадтском рейде он прошел перед салютовавшими ему кораблями.
В 1761 году архитектор А. Ф. Вист разработал проект каменного павильона для хранения ботика. Павильон был выстроен на площади перед собором, к северо-западу от него. Небольшой по размерам павильон состоит из центрального зала и двух помещений по его сторонам. Высокая кровля с переломом искусно маскирует сомкнутый свод, перекрывающий центральный зал и поднимающийся выше карниза здания. Стены зала обработаны двенадцатью пилястрами ионического ордера. Прекрасно прорисованные капители украшены легкими и изящными гирляндами из цветов. Восточный и западный фасады павильона украшены портиками дорического ордера. Стены декорированы такими же пилястрами. Кровля увенчана небольшим постаментом и изящной по силуэту статуей - фигурой женщины, символизирующей навигацию.
Деревянная резная статуя дважды заменялась: в 1827 году алебастровой по модели скульптора Н. А. Токарева и в 1891 году - терракотовой работы Д. И. Иенсена.

Отчет о реставрации Петропавловской крепости




В 1688 году...
В 1688 году внимание юного Петра 1 привлек принадлежавший его двоюродному деду ботик. Будущий основатель русского регулярного военного флота на этом суденышке сначала на Яузе, а затем на Измайловском пруду и Переяславском озере делал свои первые шаги по изучению основ морского дела. На Переяславском озере им вскоре была создана целая "флотилия" подобных судов. С тех пор мысль о море и морских походах ни на минуту не покидала Петра. Что представляет собой этот бот? В XVII в. длина судов, даже самых малых, назначалась в целых футах, поэтому длина бота равна 20 футам (разумеется, с той точностью, с какой кораблестроители того времени смогли выдержать размеры), а точнее —6 м 5 см. Масса бота — около 1500 кг. Главные размерения, м......6,05х2,0х0,61 Водоизмещение, т................1,28 Корпус изготовлен из дуба. Обводы носовой оконечности судна плавные, почти овальные; корма же, напротив, словно обрубленная, так называемая транцевая. Примерно на середине расстояния от носового перпендикуляра до мидель-шпангоута установлена мачта высотой 6,6 м (т. е. превосходящая длину корпуса). Внутри корпуса расположены пять банок для гребцов. Поскольку бот был достаточно тяжел, не исключено, что на каждое из десяти весел садилось по два гребца. На верхней части бортов нанесены 64 треугольника белого, синего и красного цветов — такая роспись встречалась на испанских и английских галионах еще в XVI в. Корма украшена декоративной резьбой. В центре композиции — фигура святого Николая, считавшегося покровителем моряков и мореплавания. Бот был вооружен четырьмя миниатюрными пушками калибром 1/3 фунта. Они могли стрелять ядрами массой 163 г, но использовались эти пушечки только для холостых выстрелов во время салютов. Снаружи по днищу корпус бота обит медными листами (со времен римской империи, в которые свинцовая обшивка судов была обычным делом, это первый в европейской практике точно установленный случай применения металлической обшивки). Весной 1723 года, уже после многих одержанных русским флотом побед, Петр 1 вспомнил о своем "любимце", и по его приказанию ботик был перевезен в Петербург, а затем и Кронштадт. 11 августа 1723 года "дедушка русского флота", управляемый самим Петром 1, в сопровождении 200 галер, под грохот канонады полутора тысяч орудий и громкие крики "ура" прошел вдоль строя украшенных флагами кораблей Балтийского флота. На следующий день он как памятник рождения русского регулярного военного флота был поставлен на вечное хранениие в Петропавловскую крепость. В настоящее время занимает достойное место в экспозиции Центрального военно-морского музея в Петербурге.

 

<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск