Короткие комментарии Автора:
В развитии сознания человечества, в моём понимании, происходило несколько этапов, связанных с деятельностью людей.
1. Каменный век – собирательство – поклонение рожаницам, - охота - поклонение животным.
2. Медный век - земледелие - культ солнца, - скотоводство - культ быка.
3. Бронзовый век - торговля - многобожие.
4. Железный век - союз ремесленников - единобожие.
5. Стальной век - промышленность – вера в человека.
6. Век наноматериала – роботизация - вера в науку.
В XIV веке в металлургии был открыт кричный передел, заключавшийся в рафинировании предварительно полученного чугуна в т. н. кричном горне (двухстадийный процесс с получением чугуна и последующим переделом его в сталь, является основой и современных схем производства стали). Сталь явилась отличным и очень прочным материалом для изготовления всевозможных механизмов, машин и конструкций, что резко повысило производительность труда людей и срок эксплуатации сооружений. Сформировались экономические отношения, положившие начало промышленной цивилизации, подчинившей вскоре весь мир. Если мастеровой делал всё изделие целиком от начала до конца, то рабочий мануфактуры выполнял только отдельные операции, доводя свои навыки до автоматизма. В итоге мануфактурное изделие было менее качественным, чем ремесленное, но всегда более дешёвым - ведь мануфактуры производили гораздо больше продукции. Дешёвые товары хорошо покупались населением, и мануфактурное производство стало вытеснять ремесленное, мастеровые разорялись и превращались в рабочих, на мануфактуры стекались массы потерявших землю крестьян. Фабрики и заводы взорвали размеренную жизнь городов. Стали расти гигантские агломерации. Строительство городов поползло вверх. Постепенное освоение человеком океана приблизили друг к другу страны и народы. Идеи, развившиеся в пламени гуманизма Возрождения (XIV - XVI в. в.), способствовали воспеванию “человеческого в человеке ”, его энергии, упорству и стремлению к счастью. Критическое отношение к Библии и другим христианским сказаниям, свобода мировоззрения, в конечном итоге, привело к вере в Человека, способного изменить мир и окружающую действительность. Некоторые деятели культуры Возрождения вообще отрицали сотворение мира Богом, его троичность и, если не совсем отрицали сверхъестественные начала в мире, то считали, что божественна сама природа. Так, учёный борец за науку Джордано Бруно учил, что в основе мира лежит саморазвивающаяся материя - “мировая душа”, творящая всё новые и новые формы. Развивая учение Коперника о Солнечной системе, Бруно утверждал, что Вселенная многообразна, а потому в Космосе есть звёздные системы и обитаемые миры, как Земля, “если не так и не лучше, то во всяком случае не меньше и не хуже”. Человек выделяется из природы присущей ему способностью к познанию. “Умственная сила никогда не остановиться на познанной истине, но всегда будет идти вперёд и дальше, к истине непознанной”. Пётор I, родившийся в Измайлове и живший в эпоху Ренессанса, являлся человеком стального характера, человеком своей эпохи. Путешествуя по окрестностям Москвы, он однажды вместе с неразлучным Тиммерманом наткнулся в амбаре села Измайлова на английский бот. По приказу Петра ботик починили. Молодой царь сам работал с топором в руках, но ни Яуза, ни Москва-река не давали настоящего простора. У Петра зародилась идея создания целой флотилии. Все эти факты близки моему пониманию истории. Я родился в Москве на Садово-Сухаревской улице, но в 1961 году переехал в новый район Измайлово, которое стало второй моей малой родиной. Место, время и происходившие события и вдохновили меня на создание картины «Измайлово – колыбель Российского Флота».