Название проекта:

Ботик Петра I «Св. Николай»
строительство силами  подростков полномасштабной действующей копии Ботика Петра Первого – «дедушки» русского флота

РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ ПОСРЕДСТВОМ ИХ УЧАСТИЯ В ВОССОЗДАНИИ

ИСТОРИЧЕСКОГО СУДНА

 

Автор и Координатор проекта:

Бойцов Александр Иванович,

634009 

г. Томск, ул.Железнодорожная, 62 кв.26

тел.(8 382 2) 65 66 22, е-mail: oldship@bk.ru

 

Поддерживающая организация:

ТГДЮОО «Странник»

Томская городская детско-юношеская общественная организация «Странник»

634009,

г. Томск, ул. Водяная, 15

тел. (8 382 2) 40 19 93,  е-mail: ru-www@yandex.ru  

 

Банковские реквизиты:

 

 

География:

Россия, г.Томск

 

Срок выполнения проекта:

36 месяцев

Начало – сентябрь 200_ г.

Окончание – сентябрь 200_ г.

В том числе образовательная составляющая – 24 месяца, начиная с сентября 200_ года;

 

Стоимость проекта:

Полная стоимость проекта –

Имеется –

Требуется –

 

 

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

 

Представленный нами проект, представляет собой набор спланированных мероприятий, направленных на решение существующих проблем в области образования и занятости молодежи. Способствовать становлению молодой личности, воспитывать активную жизненную позицию молодых граждан, адаптировать их к новым экономическим и социальным условиям – вот цели, на достижение которых направлена наша программа.

Проект «Ботик Петра Первого» разработан А.И.Бойцовым и выполняется в рамках Томской городской детско-юношеской общественной организацией «Странник», имеющей многолетний опыт воспитательных и образовательных программ по работе с детьми и  подростками.

Результатом выполненных работ по проекту станет воссозданная исторически точная копия исторического судна – Ботик Петра I «Святой Николай». Строительство ботика ведется при непосредственном участии подростков, в результате ребята получают начальные профессиональные навыки по нескольким специальностям.  Для успешного выполнения полного цикла учебных и строительных мероприятий, в рамках организации создано отдельное рабочее подразделение «Учебная мастерская исторического деревянного судостроения». Ведется планомерная работа по созданию необходимой учебной и материальной базы, – тем самым закладывается фундамент последующих успешных работ в этом направлении.

 

 

 ЦЕЛИ ПРОЕКТА

 

 - Духовно-нравственное воспитание  подростков на основе глубокого знания истории и культуры родной страны, сохранение и  возрождение славных морских традиций и ремесел;

 - улучшение социального благополучия и прямого повышения уровня образования  детей из неблагополучных и малообеспеченных семей; 

 - помощь в социальной адаптации молодежи, путем передачи ей профессиональных начальных навыков;

 - формирование у подростков таких качеств характера как лидерство, самостоятельность и  ответственность за принятые решения;

 

 

ЗАДАЧИ  И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

 

Строительство силами учеников-добровольцев полномасштабной рабочей копии исторического судна – Ботика Петра Первого «Святой Николай»;

Создание «Учебной мастерской исторического деревянного судостроения» для организации учебных и практических занятий с детьми;

Начиная с 13-ого по 20  месяц включительно, в рамках реализации проекта, привлечь не менее 20 подростков, в возрастной категории от 12 до 16 лет. До окончания сроков  работы программы, провести через учебную мастерскую не менее 35 - 40 подростков;

Предполагается, что по окончании проекта, начальными профессиональными навыками овладеют от 20 до 30 подростков по следующим специальностям:

- Столяр;

- Судовой плотник;

- Парусных и такелажных дел мастер;

 

 

 МЕРОПРИЯТИЯ

 

При разработке стратегии выполнения работ по проекту и достижения поставленных перед собой целей,  мы использовали опыт подобной работы в двух некоммерческих организациях северо-запада страны. Мероприятия в этих организациях проводились  через программу создания учебных мастерских, с привлечением на добровольной основе детей и подростков. Акцент был сделан на возрождение старинных русских ремесел и сохранение традиций русской морской культуры. Обучение ребят премудростям морской науки велось через их непосредственное участие в строительстве реальных исторических судов.   Результатами работы в этом направлении, стало успешное завершение нескольких программ. Через такую школу прошли десятки учеников – добровольцев, из их же числа были составлены  команды этих судов, на которых подростки и в настоящее время постигают премудрости исторического морского дела, найдя для себя любимое и интересное занятие. 

 

 

В границах организации будет сформировано рабочее подразделение:

«Учебная мастерская исторического деревянного судостроения»

 

Для выполнения работ, в состав рабочей группы войдут:

-  руководитель (автор проекта) -   на все время выполнения проекта;

-  2 инструктора - на все время выполнения проекта;

-  2 помощника - добровольца, из числа участников ранее проводимых программ, примут участие в первые 6 месяцев работы проекта;

 

Группа проведет следующие мероприятия:

- установит контакты и сделает запросы на архивные материалы по судну «Святой Николай» - ботик Петра Первого,  из фондов РГА ВМФ (Российский Государственный архив Военно-морского флота), ЦВММ (Центральный военно – морской музей) и музейного комплекса «Петропавловская Крепость» г. Санкт-Петербург; (ВЫПОЛНЕНО)

- организует командировку инструктора к месту постоянного хранения оригинала Ботика

( Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург) с целью контрольных обмеров судна, получения фото- и видео-материалов по предмету и дополнительных консультаций; (ВЫПОЛНЕНО)

- проанализирует имеющиеся исторические материалы и материалы, полученные по запросам и консультациям, систематизирует и передаст в работу над проектом конструкторской документации; (ВЫПОЛНЕНО)

- проведет комплексную работу по созданию полного пакета  необходимой конструкторской документации; (ВЫПОЛНЕНО)

- спланирует кампанию по вовлечению подростков в процесс , направленный на достижение поставленных задач и целей; (ВЫПОЛНЕНО)

- проведет серию ознакомительных лекций в школах и училищах 2-ух округов города Томска, охватив максимум учебных заведений, выявляя потенциальных участников программы;

- проанализирует, с применением анкетирования, полученные данные и выявит подростков желающих принять непосредственное участие в работе проекта;

-  сформирует первую группу в количестве 18-20 человек, предпочтение будет отдано детям из проблемных семей;

- на основе анализа пробного набора, скорректирует и окончательно утвердит методы проведения кампании по привлечению подростков к участию в программе.  До окончания сроков программы, сформирует еще одну группу (20-25 человек) учеников-добровольцев. Общее количество подростков, принявших участие в программе составит не менее 40 человек ;

- проведет ревизию имеющегося оборудования, материалов, инструмента и приспособлений. По результатам составит перечень недостающего инвентаря и материалов; (ВЫПОЛНЕНО)

- приобретет недостающие инвентарные составляющие; (ВЫПОЛНЯЕТСЯ)

- произведет необходимые монтажные и пусконаладочные мероприятия для обеспечения работоспособности мастерской; (ВЫПОЛНЯЕТСЯ)

- разработает методику и организует участие в работе мастерской учеников – добровольцев по направлениям: (ВЫПОЛНЕНО)

а) основы морской и речной навигации;

б) столярное и плотницкое дело;

в) парусные и такелажные работы;

г) история корабля;

д) практические работы на строительстве судна;

- приобретет материалы согласно спецификациям, необходимые для проведения строительных работ по воссозданию Ботика Петра Первого; (ВЫПОЛНЯЕТСЯ)

- проведет весь спектр строительных работ, при непосредственном участии учеников-добровольцев; (ВЫПОЛНЯЕТСЯ)

- в летние месяцы, теоретические и практические навыки, полученные в мастерских, будут закреплены тренировочными  занятиями на воде, с использованием уже имеющихся судов.  Опыт проведения подобных сборов наработан в организации на протяжении нескольких лет; (ВЫПОЛНЕНО)

-  организует поэтапное освещение хода работ в региональных СМИ (периодические издания, телевидение);

- представит широкой публике воссозданный Ботик Петра Первого, как результат совместной работы всех участников проекта, придав мощный импульс последующим работам в этом направлении;

- разработает концепцию использования Ботика «Святой Николай»  как исторического экспоната и  малого учебного судна; (ВЫПОЛНЯЕТСЯ)

- на протяжении всего срока программы, будет вести мониторинг мероприятий, в том числе фото- и видео - документирование. (ВЫПОЛНЯЕТСЯ) Подготовит итоговые материалы для представления отчетов в финансирующие и заинтересованные организации и ведомства;

 

Начало проекта – сентябрь 200_ года;

Окончание – сентябрь 200_ года;


Общее руководство проектом «Ботик Петра Первого»

будет осуществлять его координатор и руководитель рабочего подразделения
«Учебная мастерская исторического деревянного судостроения» - Бойцов Александр Иванович;

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА

 

1. Для объективной оценки результатов проделанной работы в рамках проекта, предполагается, что оценка будет произведена силами сторонней организации, по ее плану и критериям. Кроме этого, качество и методы обучения подростков в процессе строительства судна, будет контролироваться путем анкетирования учеников-добровольцев, что позволит оперативно корректировать подходы к решению поставленных задач.

 2. Количественный показатель участников программы на момент ее окончания и проведения в дальнейшем подобных мероприятий:

- всего за время проекта, через обучение теории и практических занятий пройдет не менее 35-40 подростков, из которых 20-30 человек получат начальные профессиональные навыки;

- возможность набора последующих групп учеников-добровольцев, как результат созданной материальной и учебной базы , опробованной в ходе работ по проекту ;

 3. В распоряжении организации появится новое учебно-историческое судно «Святой Николай», что безусловно послужит позитивным импульсом в разработке и осуществлении новых программ подобного действия.

 

КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ПРОЕКТА И ОТЧЕТНОСТЬ

 

1. Руководитель ТГДЮОО «Странник» собирает ежеквартальные совещания участников проекта, где проверяется соответствие проведенных работ намеченному расписанию, планируемым качественным и количественным показателям его выполнения. На совещаниях корректируется  план работ и анализируются текущие результаты и проблемы.

2. Координатор проекта в конце каждого года проекта составляет общий и финансовый отчеты, передает их руководителю ТГДЮОО «Странник» для представления в финансирующие организации и заинтересованные государственные ведомства.

3. Силами инструкторов ежеквартально готовится видео- и(или) фото- отчет  о проделанной работе в рамках выполнения проекта;

3. К окончанию проекта руководитель Учебной мастерской составляет:

-  полный отчет о проделанной работе;

- подборку информационных, фото- и видео- материалов опубликованных и готовых к публикациям;

- видео- и (или) фото -  отчет о всех этапах выполнения работ по проекту;

- окончательный финансовый отчет;

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУДНА «СВ.НИКОЛАЙ» И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

 

1.  Построенный ботик предполагается использовать в работе с детьми как учебное и транспортное судно для экспедиционных переходов.

2. Финансирование созданной «Учебной мастерской исторического деревянного судостроения» разработано в соответствующем разделе «Положения о создании «Учебной мастерской исторического деревянного судостроения» и предусматривает использование как городских бюджетных ресурсов, так и средств заинтересованных предприятий, организаций и частных лиц.

3. Финансирование программ по использованию исторического экспоната и  учебного судна Ботик Петра Первого «Святой Николай» предполагается за счет ведомств, организаций и частных лиц, заинтересованных в проведении этих мероприятий;

 

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА ( рубли \ доллары США)
Цифры могут быть представлены по отдельному запросу

1. Оплата труда.  Персонал

 

Учебная мастерская исторического деревянного судостроения

Кол-во

Должность

Оплата труда

% времени

Длительность работы / мес.

Всего

Имеется

Требуется

1

Руководитель

           

1

Инструктор

           

1

Инструктор

           

2

Доброволец

           

Итого по группе

-

           

Итого по персоналу

-

           

Консультативные и контрактные услуги

Статья расходов

Оплата / день

Кол-во дней

Всего

Имеется

Требуется

Консультации / архивы, фонды, музеи

         

Консультации / ИЦ судового проектирования

         

Согласование теоретического чертежа ИЦСП

         

Итого

         

Итого фонд оплаты труда

         

Социальное и медицинское страхование, налоги

-

Всего

Имеется

Требуется

-

-

-

-

Итого на оплату труда

-

-

-

 

2. Основные прямые расходы

Помещение и коммунальные услуги

Статья расходов

Всего

Имеется

Требуется

Помещение 50 м/кв.

     

Коммунальные услуги

     

Итого

     

 

Аренда и (или) покупка оборудования

Статья расходов

Всего

Имеется

Требуется

Компьютер на базе Intel Pentium / 2 шт.

     

Программное обеспечение

     

Принтер

     

Цифровая камера

     

Верстак плотницкий/5шт.

     

Ручной рабочий/разметочный/

крепежный инструмент

     

Многооперационный деревообрабатывающий станок (1)

     

Настольный торцовочный станок (1)

     

Электродрель (1)

     

Шлифовальная машинка ленточная (1)

     

Шлифовальная машинка вибрационная (1)

     

Шлифовальная машинка угловая (1)

     

Ручная фрезерная машинка (1)

     

Электронаждачный  инструмент (1)

     

Маятниковая пила (1)

     

Фен столярный (1)

     

Итого

     

Командировочные и транспортные расходы

Статья расходов

Всего

Имеется

Требуется

Проезд (ж/д) до г.Санкт-Петербурга и обратно

     

Проживание / 14 дней

     

Командировочные / 14 дней

     

Непредвиденные расходы / 14 дней

     

Общественный транспорт / Томск

     

Грузовой транспорт

     

Итого

     

Услуги сторонних организаций

Статья расходов

Всего

Имеется

Требуется

Разработка конструкторской документации

     

Изготовление одного комплекта парусов

     

Изготовление кованых деталей и узлов судна

     

Итого

     

Расходные материалы

Статья расходов

Всего

Имеется

Требуется

Методическая лит-ра, Картографическая прод., учебная лит-ра

     

Канцелярия

     

Пиломатериал 8 м/куб., сорт 0-1, листв, сосна,ель

     

Смола эпоксидная / 80 кг

     

Стеклоткань

     

Линь, трос,канат

     

Крепеж

     

Металл цветной

     

Металл черный

     

Лакокрасочные и защитные материалы

     

Убранство

     

Расходные по электроинструменту

     

Итого

     

Прочие расходы

Статья расходов

Всего

Имеется

Требуется

Электронные копии книг  18-19 вв. / из фондов ЦВММ

     

Доступ к сети Интернет, междугородние переговоры, факс на 24 месяца

     

Почтовые расходы на 24 месяца

     

Итого

     

Итого основных прямых расходов по проекту

     

 

3. Непрямые расходы

 

-

Всего

Имеется

Требуется

12 % от основных прямых расходов

     

4. Полная стоимость проекта

Полная стоимость проекта –

Имеется –  .

Требуется –

 

 

 

Примечания к бюджету

1. Распределение требуемой суммы по месяцам : 12-18 месяц – .,
18-24 месяц – .,
24-30 месяц – .,
30-36 месяц – .;

2. Персонал. Все мероприятия по проекту проводятся сотрудниками на добровольной и безвозмездной основе;

3. Программное обеспечение предоставляется участниками программы, если проект будет обеспечен компьютером, позволяющим использовать это программное обеспечение. Специалист обеспечит установку, наладку и обучение пользователей. Один компьютер, Цифровая камера видео- и (или) фото-, так же будет предоставлена участниками проекта;

4. Помещение под мастерскую и комнату для методической работы предоставляет ТГДЮОО «Странник»;

5. Командировка в г. Санкт - Петербург оплачивается из собственных средств инструктора;

6. Непрямые расходы в рамках проекта  исчисляются на основании опыта работы с проектами в прошлом;

 

Приложения

График подачи учебного материала с представлением недельного цикла занятий;

Должностные инструкции персонала проекта;

Краткие характеристики участников проекта;

Описание  ТГДЮОО «Странник»;

Характеристики и историческая справка по ботику «Святой Николай»;

Краткий фотообзор по работам в рамках проекта;

Ознакомительная выборка из пакета конструкторской документации;

 

Приложение №1

Почасовой график проведения теоретических и практических занятий подразделения «Учебная мастерская исторического деревянного судостроения»

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТН

СБ

ВСКР

1 час./Столярное дело/теория

1 час./Столярное дело/практика

1 час./Навигация/

Теория

1 час./Навигация/

Практика

Практика на строительстве судна

4 часа

Практика на строительстве судна

4 часа

1 час./Парусное и такелажное дело/теория

1 час./Парусное и такелажное дело/практика

1час./История корабля/теория

Практика на строительстве судна

4 часа

 

 

1 час./Столярное дело/теория

1 час./Столярное дело/практика

1 час./Навигация/

Теория

1 час./Навигация/

Практика

Практика на строительстве судна

4 часа

Практика на строительстве судна

4 часа

1 час./Парусное и такелажное дело/теория

1 час./Парусное и такелажное дело/практика

1час./История корабля/теория

Практика на строительстве судна

4 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего по дисциплинам:

Столярное и плотницкое дело – 46 часов теория + 46 часов практика, оставшееся время -  закрепление полученного материала  на строительстве судна;

Основы морской и речной навигации – 46 часов тория + 46 часов практика;

Парусное и такелажное дело – 46 часов теория + 46 часов практика;

История корабля – 80 часов теоретических занятий;

 

Приложение №2

Список должностных обязанностей персонала

проекта  «Ботик Петра Первого»

Координатор проекта (А.И.Бойцов) - отвечает за координацию работы по проекту. Он организует и контролирует работу рабочего подразделения, созданного в рамках проекта, обеспечивает его информационную и техническую поддержку, распределяет средства и отчитывается за их использование перед руководством ТГДЮОО «Странник».

 

Руководитель рабочего подразделения (А.И.Бойцов) Руководитель группы организует работы по вовлечению подростков, разрабатывает планы подачи учебных материалов, проводит теоретические и практические занятия, занимается закупкой материалов и оборудования, отвечает за успешную работу подразделения, принимает участие в строительной части проекта,  готовит  отчеты по финансам и проделанной работе по окончании отчетного периода.

 

Инструктор (М.П.Попов) – 2 человека, отвечают за практические занятия с детьми в учебной мастерской, готовят оборудование и материалы, проводят сверки потребностей мастерской в материалах и оборудовании, контролируют технологичность операций при выполнении строительных работ, участвуют в строительных работах.

 

Приложение №3

Участники проекта

(краткая биографическая справка)

 

Петров Сергей Анатольевич,  
руководитель ТГДЮОО «Странник».

Образование: Юргинский станкостроительный техникум, Томский политехнический институт.

Опыт организационной и руководящей работы. 24 года – руководитель общественной организации, и одновременно 10 лет директор государственного детского учреждения.Входил в состав 12 человек, воссоздавших в 1990 г. скаутское Движение в России Палаточные лагеря; опыт проведения длительных походов с детьми. Реализация городских и международных грантовых программ. Проведение различных проектов

 

Бойцов Александр Иванович,
координатор проекта и руководитель рабочего подразделения «Учебная мастерская исторического деревянного судостроения».

Образование:  инженерно-техническое (Томский политехнический институт), инженерно-строительное (Томский инженерно-строительный институт);

Опыт организационной и руководящей работы. Более 20-и лет систематизированного изучения истории корабля, в том числе становления Русской морской школы эпохи Петра Первого. Участие в проектах строительства малых парусно – гребных судов.

 

Попов Михаил Петрович,
инструктор рабочего подразделения «Учебная мастерская исторического деревянного судостроения».

Образование:  высшее педагогическое (Томский государственный педагогический институт), специальность – учитель трудового обучения;

12-и летний опыт в системе среднего школьного образования;

 

Вакансия:  Инструктор

 

 

Приложение №4

(краткое описание организации)

Детский коллектив с названием «Странник» создан в   1982  году.

В 1992 г. он был преобразован в общественное объединение, затем перерегистрирован в общественную организацию.

     Целями ТГДЮОО «Странник» являются:

«Содействие  развитию молодых людей для достижения их полного интеллектуального, общественного и духовного потенциала, как индивидуумов и как ответственных граждан»

     Данные цели достигаются через реализацию следующих задач:

а. Работа с детьми и подростками по месту жительства

б. Обучение детей и подростков различным навыкам и умениям

в. Оздоровление детей и подростков через походы и др.

г. Нравственное воспитание детей и подростков

Во все года своего существования в «Страннике» основными направлениями работы с детьми и подростками были следующие:

Детское техническое творчество;    

Туризм;    

Морское дело (постройка силами самих ребят парусных яхт и последующая Парусная Практика на данных яхтах);           

Фехтование;          

Журналистика;           

Фотодело;         

Детская киностудия;

Компьютерное обучение По всем направлениям:   теория  +  практика 

 

За прошедшие года дети и подростки «Странника» участвовали более чем в 60 продолжительных походах (от 15 до 45 дней); построена силами самих детей и подростков Парусная Флотилия, состоящая из 14 яхт международных классов; построено 3 аэросаней, 2 вездехода на камерах низкого давления, 1 судно на воздушной подушке, 12 виндсерферов, 7 спортивных подростковых моторных лодок (скуттера, водные мотоциклы, глиссера); построено более 100 моделей; проведено более 30 соревнований по фехтованию; силами самих детей и подростков снято и смонтировано более 30 художественных и документальных кино и видео - фильмов; выпускается  собственный журнал «Компас».

 За все года своего существования (20 лет) через детский коллектив «Странник» прошло более 300 человек (смена нескольких поколений).

 Томская городская детско-юношеская общественная организация «Странник» награждена различными Дипломами и Грамотами Государственного Комитета Российской  Федерации по молодёжной политике; губернатора Томской области; мэра г. Томска; Департамента по делам молодёжи, спорта и туризма  г. Томска; другими грамотами.

 

Контакт:

Руководитель ТГДЮОО «Странник» - Петров Сергей Анатольевич

634009, г. Томск, ул. Водяная, 15

тел. (8 382 2) 40 19 93,  е-mail: ru-www@yandex.ru  


Автор и координатор проекта «Ботик Петра I Св.Николай» - Бойцов Александр Иванович,

Тел. (8 382 2) 65 66 22, е-mail: oldship@bk.ru

 

Приложение № 5

(характеристики и историческая справка по судну «Святой Николай»)

Историческая справка

 

Юного царя с детства тянуло к морю. Он с большим удовольствием изучал мор­ское дело, занимался арифметикой, астрономией, фортификацией, артилле­рией. Первые уроки морского дела ему преподал Франц Тимерман. Однажды, гуляя с Тимерманом (между 15 мая и первыми числами июня 1688 г.), Петр обнаружил .в амбаре села Измайлова среди вещей своего двоюродного деда боярина Никиты Ивановича Романова небольшую ветхую шлюпку .

Ремонт ботика был поручен голланд­цу Карстену Брандту, приехавшему в Россию вместе с группой мастеров для строительства первого русского военного корабля “Орел”. После постройки “Ор­ла” Брандт служил на нем плотником.

 Исследования о происхождении ботика, установление точных размеров корпуса, парусно­го вооружения, уточнение наиболее важных собы­тий, происшедших с ботиком за трехсотлетнюю историю, провел заведующий сектором хранения моделей и корабельной техники Центрального военно-морского музея (СПб) А. Л. Ларионов. Некото­рые уточненные им цифры и факты будут исполь­зованы  ниже. Наиболее точные изме­рения показали, что длина ботика равняется (все измерения в метрах) 6,096, ширина без обшивки — 1,911, ширина с обшивкой— 1,968, высота борта по миделю — 0,813, высота борта на форштевне — 0,997, на ахтерштевне — 1,003, высота мачты — 6,605. Масса корпуса ботика, определенная в 1837 г., составляла 78 пудов 22 фунта (1286,71 кг).

Участие К. Брандта в ремонте ботика стало одной из нескольких причин, вызвавших в свое время дискуссию в печати ряда историков о происхождении бота. Рассматривались три версии. Одни авторы доказывали, что ботик по­строен голландскими мастерами одновременно с „Орлом", другие отдавали авторство русским мастерам, третьи придерживались версии, основанной на словах Петра I о том, что ботик изго­товлен в Англии. В настоящее время историки отдают предпочтение третьей версии. Со времени находки ботика Петром I прошло уже триста лет, но интерес к нему не ослабевает, а научный спор до сих пор не прекращается.

Брандт,   в   совершенстве   владевший  плотницким   делом,   не   только   быстро отремонтировал ботик, но и стал первым наставником молодого царя в управле­нии им. Лавировали на нем по реке Яузе, впоследствии перевезли на Просяной пруд.

Естественно, небольшая извилистая речка Яуза и Просяной пруд были далеко не идеальными местами для увлекатель­ных плаваний молодого царя. Очень ско­ро с помощью К. Брандта он в совершен­стве овладел искусством управления бо­тиком, изучил его парусное вооружение.

При любой погоде Петр легко и быстро научился ставить парус, управлять им при часто менявшемся ветре. Карстен Брандт поражался неутомимой энергии Петра I, его необычайному интересу к морскому делу. Прошло совсем немно­го времени с тех пор, как он преподал молодому царю первые уроки управле­ния ботиком, а теперь уже сам внима­тельно прислушивается к советам и пред­ложениям Петра. Он хорошо понимал, что Петру стало явно не хватать водной глади речки и пруда. Да и из ботика Петр быстро вырос. Он вполне мог само­стоятельно управлять и большими ко­раблями. Ботик же, по “царскому пове­лению” перевезенный в 1701 г. в Москов­ский Кремль, бережно хранился там до 1722 г.

             Впоследствии ботик еще трижды ремонтировали. В 1722 г. его приводил в порядок Филипп Пальчиков. Каким же образом случайно найденный Петром небольшой разъездной ботик стал национальной морской реликвией, от­куда он получил название “дедушки русского флота”?

В январе 1722 г., празднуя победу России в Северной войне со Швецией, важную роль в которой сыграл флот, царь прика­зал установить ботик на специальном постаменте в центре Кремля для всеобщего обозрения. Мимо ботика провели маке­ты больших кораблей, поставленных на полозья, принимавших участие в войне.

После празднеств Петр принял решение переправить ботик в Санкт-Петербург. Перевозка ботика осуществлялась с боль­шими предосторожностями.

Четыре месяца продолжалось путе­шествие “дедушки русского флота”. 30 мая 1723 г. он был торжественно встречен на Неве у стен Александро - Невского монастыря “Невским фло­том” — флотилией частных судов в Пе­тербурге. По приказу Петра I участие в церемонии встречи ботика было обяза­тельным. Владельцы судов, не явившиеся на встречу, были строго наказаны. Со­хранился список этих владельцев, на котором Петр написал: “Взять за такую знатную вину по 15 рублей за каждое судно”. На следующий день ботик в со­провождении кораблей Невского флота перешел к Петропавловской крепости, салютовавшей ему 31 выстрелом. На приветствие ботик ответил тремя вы­стрелами.

По словам Петра I (май 1723 г.), найден­ный им в 1688 г. английский ботик был привезен в Россию в 40-х гг. XVII в. и тогда носил имя “Свя­той Николай”. Поэтому в центре резной компози­ции на его гакаборте изображен провожающий уходящее в море судно архиепископ Николай из г. Миры в Малоазиатской провинции Ликии (III в.). Христианская церковь возвела его в ранг святых. По старинным религиозным преданиям святой Николай считался покровителем моряков и море­плавателей.

Первая встреча ботика с боевыми кораблями Балтийского флота состоя­лась 11 августа 1723 г. накануне второй годовщины Ништадтского мира. В честь этого события корабли выстроились в ли­нию на Кронштадтском рейде. По-празд­ничному украшенные, они радовали при­сутствующих. Ведь это и их усилиями чуть более чем за двадцать пять лет был создан мощный морской военный флот.

Тишину ясного и тихого дня разор­вал гром пушек. Все корабли салютовали идущему вдоль строя ботику. Необычна была команда судна. За рулем сидел сам Петр I, принявший на себя в этот раз должность квартирмейстера и высту­павший под именем адмирала Петра Михайлова. За веслами находились вице-адмиралы Петр Иванович Сивере и Томас Гордон, контр-адмиралы Наум Акимович Сенявин и Томас Сандерс. Вице-адмирал Александр Данилович Меншиков исполнял обязанности ло­тового. Фельдцейхмейстер флота Отто Христиан был канониром. Командовал ботиком 62-летний генерал-адмирал Федор Мат­веевич Апраксин, участник Азовского похода, взятия Выборга, Гангутского сражения.

На буксире флагманских шлюпок ботик торжественно прошел вдоль строя 21 линейного корабля и других судов. Более полутора тысяч орудий салютова­ли ему. Ботик отвечал выстрелами из своих пушечек.

В день празднования Ништадтского мира, 30 августа, ботик был с почетом установлен на “Государевом” больверке Петропавловской крепости. Однако это место для него оказалось далеко не идеальным. Некоторое время он стоял под открытым небом, и только к середи­не февраля 1724 г. его прикрыли про­масленной парусиной. В 1761 г. в Петро­павловской крепости по проекту архи­тектора А. Ф. Виста был сооружен изящ­ный павильон — “Ботный домик”.

Учитывая роль ботика в создании флота, который, одержав ряд блистательных побед над шведами, прочно утвердился на Балтийском море и спо­собствовал достижению победы в Север­ной войне, Петр I отдал указ, обязываю­щий все торжества на воде в день за­ключения Ништадтского мира начинать смотром кораблей и участием в нем ботика. Однако после смерти Петра I этот указ был предан забвению.

Всего лишь несколько раз ботик покидал свое место. При праздновании столетия со дня основания города на Неве 16 мая 1803 г. “дедушка русского флота” находился на шкафуте 110-пу-шечного корабля “Гавриил”, стоявшего на Неве против Сенатской площади. По­четными стражами ботика были четыре столетних моряка Петровского времени.

Очередное важное и длительное путе­шествие ботик предпринял весной 1872 г. В торжественной обстановке он отпра­вился в Москву, где открывалась Поли­техническая выставка, посвященная двухсотлетию со дня рождения Петра I. Морской отдел выставки начинался осмотром знаменитого “дедушки русско­го флота”.

В 1928 г. ботик из Петропавловской крепости перевезли в Петергофский парк и поместили в бывшем Птичьем вольере. В августе 1940 г. исполком Ленинградского Совета депутатов тру­дящихся принял решение передать ботик на вечное хранение в Центральный военно-морской музей, куда он и был доставлен 3 сентября того же года.

Во время Великой Отечественной войны ботик также покидал Ленинград: 16 июля 1941 г. на речной барже он был доставлен в Ульяновск, а в марте 1946 г. по железной дороге вновь вернулся в музей.

Триста лет минуло с тех пор, как был найден Петром I  ботик, положивший начало созданию отечественного флота.

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск