КОРОТКИЕ ИСТОРИИ
из морской истории
В Центральном зале, прямо напротив входа нас встречает бронзовый Петр Первый. Петр Алексеевич, в расцвете сил и красоты, в полный рост стоит в пол-оборота к входящим, отведя назад правую руку с любимой пальмовой, тростью, которой он порой, до отвала потчевал нерадивых подданных…"Гуляла" она и по Меньшикову Александру Даниловичу. В другой руке - подзорная труба, чтобы можно было увидеть в туманной дали тонкие мачты военных кораблей, ибо куда еще может смотреть Великий Государь Великой Державы.
За спиной Петра стоит Корабль номер один Российского флота - тот самый Ботик, на котором юный царь впервые в жизни прошел под парусом, и взял на себя управление и ботиком, и всей Россией, а после, на параде в его честь нарек "Дедушкой Русского флота".
Кстати, среди многих легенд Военно-Морского Музея, одна связана со статуей Петра и Ботиком. Уже не раз я рассказывал её, но именно сегодня, в преддверие очередного Дня военно-морского флота, хочу повторить её.
Говорят,что ежегодно, в День Военно - Морского Флота, в полночь, Петр слезает с постамента, берет на плечо Ботик, через центральную дверь выносит его на Стрелку, по лестнице между Ростральными колоннами спускает на Неву и ходит на нем перед Зимним Дворцом в течение 2-х часов, осматривая стоящие в парадном строю корабли, а потом - возвращает все на свои места и влезает обратно на постамент… Смотрительницы Музея рассказывали мне, что на следующий после Дня Военно-Морского Флота день им приходится вытирать мокрую подводную часть Ботика и сапоги у памятника Петра…
В этом году корабли Питерской военно-морской базы так и не встали в парадный строй на бочки напротив Стрелки Васильевского Острова, а остались стоять у стенки набережной лейтенанта Шмидта принимая на палубе любопытных горожан, и разочарованный Петр скорее всего так и остался на своём месте на постаменте в центральном зале и, с тоской всматриваясь ночной сумрак над Невой сквозь четыре застекленные двери музея, с грустью вспоминал, как еще в 1723 году приказал разыскать в Москве свой ботик, отремонтировать и перевезти в Питер...
Балтийский флот был выстроен тогда на якорях в линию на Неве и частью в Финском заливе в сторону Кронштадта , а весь "Потешный Невский флот" встречал Ботик. Он был спущен на воду. На мачте подняли Императорский штандарт. На банки за весла сели славные адмиралы Русского флота,и это было почетнее самой высокой награды. На руль встал сам Петр, а орудия ботика к бою готовил собственноручно "оберфельдцейхмейстер", главный артиллерист Русского флота… Петр был в строгом армейском мундире Семеновского полка, украшенном только алыми отворотами рукавов почти по локоть, с голубой лентой ордена Андрея Первозванного через плечо, и в своих волосах. Зато Генерал- Губернатор Санкт- Петербурга, граф Новгородский, князь Псковской, Светлейший князь Священной Римской Империи, и прочая, и прочая, и прочая, Александр Данилович Меньшиков, красавец-гигант, ростом не ниже Петра, аки павлин разукрашеный лентами, кружевами, регалиями и орденами, в напудренном до седины пышном парике до пупа стоял на носу ботика и изображал из себя лоцмана. При этом занимался от исключительно дурацким делом - бросал свинцовую гирьку на веревочке - лот, в воду, и кричал "Пронесло". Рядом стояли громадные корабли, и измерять глубину было бессмыслено, Но Пётр знал своего ближайшего помошника и друга, и дал -таки ему место, где он мог бы покрасоваться всласть…
Распустив шкоты, Ботик прошел вдоль ряда кораблей, и каждый отсалютовал ему всем бортом, а ботик отвечал каждому из своих пушек… Строй кораблей растянулся на несколько миль. Шел ботик по течению и на веслах более пяти часов, настолько велик был к тому времени Петровский Балтийский флот, так что отвыкшим от весел и уже не слишком молодым и изящным адмиралам пришлось тогда очень несладко. Во всяком случае, они несколько раз менялись на веслах…
Это был ФЛОТ,краса и гордость России!
Вернулись к Петропавловской крепости, где были накрыты столы для великого торжества. Именно там Петр предложил выпить "за маленького деда столь великих и славных внуков!" С тех пор статус ботика был определен навсегда - "Дедушка Русского флота!" Затем ботик был внесен в Петропавловскую крепость, в Ботный дом, специально построенный рядом с Собором, и хранился там под охраной команды матросов - инвалидов и… двух кошек, коим велено было неотлучно находиться при ботике, так как он проконопачен был смольной пенькой, пропитанной горячим бараньим жиром, и крысы могли покуситься на святыню. Ботик простоял в Ботном доме до перевода в Центральный Военно-Морской Музей.
* * *
Надо признать, что в наши жестокие времена от детища Петра, Флота Российского, почти ничего не осталось. Ни от военного, ни от торгового, ни от рыболовецкого… Бездарно, хищнически, жестоко была разрушена морская мощь страны! А ведь Флот - это не кот начихал…
Петр Первый в Уставе Флота Российского писал, что "Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет - одну руку имеет, а который и Флот имеет - две руки имеет!" И моря для России кровью и потом завоевывал...
Не случайно на Петровском Императорском Штандарте - личном флаге Петра Алексеевича, придуманном им самим, на желтом (золотом) поле черный двуглавый орел, который в двух клювах и двух лапах держит четыре географические карты. Четыре моря: два - исконно принадлежащие России - Белое и Каспийское, и два - которые завоевать для России должно (ударение на первое "О") - Азовское, как выход в Черное море, и Балтийское.
После смерти Петра этот Штандарт стал олицетворять то, что было им уже сделано…
Неплохо бы кое - кому об этом напомнить… Думаю, появись сейчас Петр Алексеевич среди нас, грешных, его любимая пальмовая трость ох как прошлась бы по хребтам тех "потентатов", которые ныне мнят себя спасителями Отечества, а сами и моря потеряли, и почти уморили Российский флот…
Императорский Штандарт, по Уставу означает ФИЗИЧЕСКОЕ присутствие Петра Первого на корабле! Этот флажный сигнал взвивался на мачте того корабля, на борт которого лично поднимался Петр Алексеевич, и немедленно спускался, если он хотя-бы на минуту покидал корабль.
В день смерти Петра, на Ботике, который находился тогда на территории Петропавловской крепости в так называемом "Ботном Доме" - павильоне, специально построенном для ботика на площади рядом с собором, кем-то был поднят тот самый Императорский Штандарт! Так вот, с тех пор Штандарт этот с мачты ботика НИКОГДА НЕ СПУСКАЕТСЯ! Думайте сами, что это означает, если прочитать этот флажный сигнал буквально!
* * * |