Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

[ главная | все статьи]

из труда "Герб и Флаг России 10-20 века", опубликовано: http://www.telecom-f.ru/library/0/001/004/057/17.htm
Авторский коллектив:
( вологодская областная универсальная научная библиотека )
Артамонов В. А., кандидат исторических наук;
Вилинбахов Г. В., кандидат исторических наук;
Фаизов С. Ф., кандидат исторических наук;
Хорошкевич А. Л., доктор исторических наук.


 

30 сентября 1696 г. во время триумфального вступле- ния в Москву по случаю взятия Азова это "государево знамя" везли перед первым чином России - генералиссиму- сом А.С. Шейным, следом солдаты волокли по земле 16 трофейных турецких знамен.
В XVIII веке образ Спаса исчез и уже не фигурировал на Государственном гербовом знамени, возрожденном в 1742 году для коронации императрицы Елизаветы Петровны.
Однако на армейских знаменах и штандартах основными фигурами оставались крест (в том числе "Крест Констан- тина"), двуглавый орел, вензеля монархов. На казачьих знаменах и прапорах сохранялись изображения Спаса Неру- котворного, Богородицы, архистратига Михаила (Вилинба- хов. 1983. С. 33 - 34). Образы святых, а также образ Спаса стали снова основной символикой армейских знамен с 1880-х годов.


Флаги
Петра Великого

Очередной этап в развитии флагов России происходил в 60-х годах XVII века. К этому времени Россия накопила огромный экономический и военный потенциал. В 1667 году Русское государство воссоединилось с Левобережной Укра- иной, Смоленщиной, и в титул царя на государственную печать были вынесены слова "государь Всея Великия, Ма- лыя и Белыя России".
В 1668 году было "построено", как указывалось, гер- бовое знамя царя Алексея Михайловича и создан первый бело-сине-красный военно-морской флаг.
В селе Дединове на Оке в 1667-1669 годах родилась флотилия: трехмачтовый корабль "Орел", вооруженный 22 пушками, яхта, два шлюпа и бот для защиты торговых караванов, плавающих по Волге и Каспийскому морю {Ту- шин. С. 46 - 50). Для флота нужен был опознавательный флаг. В международных водах флаг на судне позволял оп- ределять страну и "защищал" его как часть государствен- ной территории. Изготавливать и поднимать на мачтах гербовые знамена со сложным и неразборчивым издали ри- сунком было бессмысленно, поэтому в Европе морские фла- ги шились из нескольких контрастных полос, восходящих к геральдическим или династическим цветам. Если, напри- мер, на красном поле герба был золотой лев, то флаг составлялся из двух полос - верхней почетной золотой и нижней красной.
9 апреля 1668 г. на суда "Волжско-Каспийской флоти- лии" было указано выдать большое количество материи бе- лого, синего и красного цветов (Семенович. 1946. С. 9 - 10).
Рисунок флага нам неизвестен. Большинство авторов считают, что по аналогии со стрелецкими знаменами флаг "Орла" был с прямым синим крестом, двумя белыми и двумя красными четвертями, расположенными в шахматном порядке (Военно-морской словарь. С. 304), вероятно, с красной каймой по краям (Иванов К.А. С. 38). Такие флаги пока- заны на гравюре 1699 года голландского гравера А. Шхо- небека "Взятие Азова" в 1696 году. Исследователь русс- кого флота С. Елагин полагал, что Шхонебек ошибся и бе- ло-сине-красные флаги были полосными (Елагин. С. 233). Флаги с крестами на галерах в "крестоносной" кампании 1695 - 1696 годов против османского "полумесяца" не мо- гут служить доказательством изготовления точно таких же в 1668 году. В 1711 году Петр 1 специально для "кресто- вого похода" против турок выдал гвардейским полкам от- личные от обычных красные знамена с крестами и прог- раммной надписью "Сим знамением победиши".
Флаги для "Орла", скорее всего, шились поясными, по об- разцу голландских - именно такой, почти квадратный, размером 4,3 х 4,6 м флаг "царя Московского" с золотым орлом был поднят Петром I на судне в Архангельске в 1693 году. При изготовлении старых русских знамен соб- людалась строгая преемственность: обветшавшие "строи- лись" по прежним образцам, и Петр, которому едва минуло 20 лет и который еще не обладал всей полнотой самодер- жавной власти, не мог произвольно менять государствен- ные символы. Кроме того, на флаги флотилии должен был нашиваться российский государственный герб, который пе- рекрыл бы сам крест, если бы таковой имелся. Естествен- но предположить, что флаг 1693 года был сделан по об- разцу флага 1668 года.
Форма флагов "Орла" тоже неизвестна, возможно, она была прямоугольной, а возможно, с традиционными "хвос- тами". Введенный царем Алексеем Михайловичем новый флаг не имел русских корней, но его нельзя считать механическим заимствованием.
Трехцветный флаг "Волжско-Каспийской военноморской флотилии" свидетельствовал о повороте допетровской Рос- сии в сторону морских держав Европы.
На образ первого русского военно-морского флага, скорее всего, повлияли цвета тогдашней великой морской державы - Нидерландов, которые почти сто лет (1567 - 1648) вели освободительную войну против Испании под оранжево-бело-голубым флагом. Оранжевая полоса револю- ционного флага морских повстанцев - гезов, боровшихся с испанскими угнетателями, занимала почетное верхнее мес- то, но в период между 1630 и 1651 годами она была вы- теснена красной (Siegel. S. 145). Нидерландский флаг считается первым в современном значении государственным флагом мира. В подражание Нидерландам и другие государства стали заводить на кораблях (не на суше) свои многополосные флаги.
Цвета флага "Орла" были повторены на судах Петра I. Борта ботика Петра Великого - "дедушки русского флота" были раскрашены белыми, синими и красными углами. Ботик в 1688 году поставил на ход голландец Карстен Бранд, состоявший ранее в команде "Орла". Те же цвета были на судах переяславской флотилии в 1692 году и на военной эскадре в Белом море в 1693 году. Бело-сине-красные цвета были продемонстрированы Азовской эскадрой в 1696 году и кораблем "Крепость", совершившим первый переход из русского Азова в столицу османов Стамбул в 1700 году для заключения перемирия с Османской империей.
Вот описание русского "флага царя Московского" (одновременно и царского штандарта) 1692 - 1700 годов:
"Флаг Его Царского Величества Московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской коруною вен- чан двоеглавой орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным святым Георгием, без змия" (Алярд. С. 51).
Под флагом "царя Московского" путешествовало по Ев- ропе "Великое посольство" в 1697 - 1698 годах, закупая на равнополосные флаги белый, синий и красный гарус в равных пропорциях (ППВ. Т. 1. ь 140). Так, расписное гербовое "континентальное" знамя Петр I заменил облег- ченным трехполосным флагом, которым легче и яснее можно было продемонстрировать его "морскую программу". Позже этот флаг был присвоен городу Москве (см. ниже).
Без золотого орла эти же полосы были на полотнище военного кормового флага в 1697 - 1700 годах. Торговым флагом в 1693 - 1700 годах не считался бело-сине-крас- ный. Для частных коммерческих судов флаг должен был из- готовляться "по гербу Российского царства из белой таф- ты с изображением на средине черною материею герба Его Царского Величества двоеглавого черного орла с тремя над ним венцами, а в его ногах скипетра и яблока с крестом, все золоченые" (Воронец. 1912. С. 14; Весело- го. С. 548 - 549; Елагин. С. 231).
Составляя поясной бело-сине-красный флаг, Петр I "построил" его так, что расположение полос совпадало с древним пониманием строения мира: внизу - мир физичес- кий (кровь), выше - небесный (синий), еще выше - мир божественный (белый) (Алпатов. С. 7). Как божественную воздушную сферу понимал белый цвет сам Петр (ППВ. Т. 5. С. 167).
Во второй половине XIX века полосам придали значение содружества трех восточно-славянских народов, где крас- ная соотносилась с великороссами (Трутовский. 1911. С. 12).
Вместе с тем следует сказать, что цвета русского флага совпадали с традиционными цветами, которые пред- почитал русский народ. Ведь цвета вызывают неодинаковые эмоции и ассоциации у разных народов. В Германии преи- мущественными цветами были белый, желтый, красный, чер- ный. Почетным императорским цветом в Византии был пор- фирный, в Китае - желтый, священным цветом ислама стал зеленый. Инстинктивное неприятие черного существует у французов. У китайцев и вьетнамцев белый цвет - траур- ный.
У всех славян "красный" обозначает "червленый", "червоный", и только у великороссов "красный" стал си- нонимом "красивого". На Руси он соотносился не только с молодечеством, удалью, но и с народным идеалом прекрас- ного. В древности красными назывались солнце, девица, изба, угол, крыльцо, товар, словцо. Красный можно считать национальным цветом великороссов. Красный был преимущественным цветом праздничной одежды XVIII - XIX веков. Синими с красным кушаком были кафтаны и ру- бахи русских крестьян и казаков, красные и синие сара- фаны с белыми рубахами были у русских женщин. Красный был цветом пасхальных богослужений, дополнявшихся ра- достной полиритмичной музыкой русских колоколов, кото- рую русские звонари довели до виртуозности: каждая служба и каждый праздник сопровождались особыми звона- ми, называвшимися благовест, всенощный трезвон (красный звон), перезвон, звон святой, зазвон (маленькими коло- колами). Выходным звоном встречали царя, "валовым" бла- говестом - восточных патриархов. Колокольные звоны ста- ли уникальной особенностью русской духовной культуры - своеобразной звуковой символикой России.
Голубой считался цветом Богоматери. На крестные ходы русские патриархи шествовали под голубыми балдахинами. Спокойные белые и синие цвета были выбраны русской пра- вославной церковью для обычных богослужений. Поэтому сигналом к молитве служили на флоте Петра Великого бе- лые флаги с малым синим крестом в середине.
По русским обиходным понятиям XVII - XIX веков, красный, как и у западноевропейских народов, означал отвагу, войну, кровь, огонь, смертный бой. С эпохи Пет- ра Великого красный стал сигналом атаки русского флота. Синий цвет означал небо, целомудрие, верность, духов- ность. "Ангельский" белый - "нетленное совершенство", мир, чистоту, правду, благородство, невинность (Успенс- кий А. И. С. 13). Белыми называл народ в XIX веке свою веру, царя и Отечество, свободным и открытым считался белый свет.
Черный, как и во многих других странах, считался у русских знаком смерти, печали, греха, монашества. Черные покрывала видели на похоронах и в церквах в Великий Пост и на Страстной неделе. Черный траурный зал на по- хоронах Петра I украшался золотой и серебряной парчой. Черный цвет мог в бою вызывать в противнике ужас (ср. прусские "черные гусары" с эмблемами "мертвой головы", "кромешники" - опричники Ивана IV, пиратский "Веселый Роджерс" в XVI - XVII веков). Черный цвет не часто, но все же встречался в знаменной символике Руси, он был на знаменах некоторых стрелецких полков и полков Иноземно- го строя, как уже отмечалось.
Восстанавливая цвета "Волжско-Каспийской флотилии" своего отца, Петр I подтвердил ориентацию на Голландию - передовую торговую державу мира и задал курс на пре- образование России в такое же полноценное морское госу- дарство, как Голландия. Демонстрация бело-сине-красного флага в международ- ных водах 1696 - 1700 годов позволяет предположить, что он считался государственным.
Почти в то же время, на рубеже XVII и XVIII веков, Петр I дал русскому военно-морскому флоту новый флаг - "Андреевский".
В XIX веке ходила примитивная легенда: Петр I, оза- боченный думой о морском флаге, заснул над листом бума- ги за столом. Утром, когда солнце пробилось сквозь оконную изморозь, он увидел на листе синие диагонали от оконного переплета. Существовало и другое объяснение: диагональное соединение четырех углов флага означало владение Россией Белым, Балтийским, Азовским и Каспийс- ким морями.
Андреевский флаг был выбран не случайно. После Азовского похода 1696 года царь основал первый русский военный орден в честь своего патрона - св. Анд- рея Первозванного, со знаком скошенного х-образного креста, образцом для которого мог послужить известный в XVII - XVIII веках в Европе "орден Константина" {Ви- линбахов. 1977. С. 154; 1983. С. 32).
Уже в мае 1699 года бело-сине-красный флаг был до- полнен Андреевским крестом, прочерчивавшим его с угла на угол (Елагин. С. 232). В 1700 году сухопутные полки молодой регулярной армии Ф.А. Головин отправлял на вой- ну против Шведского королевства под знаменами, среди которых были голубые, белые, черно-розовые с косыми андреевскими крестами белых, синих и розовочерных цве- тов.
Белый цвет поля и синий креста Андреевского флага (а не красные, желтые, зеленые, фиолетовые, черные и дру- гие цвета) были выбраны Петром I не случайно. Для воен- ного флага флота царь взял цвета двух верхних, самых почетных полос бело-сине-красного флага (в полном набо- ре вместе с красным их имел позже Георгиевский Андреев- ский флаг - с изображением св. Георгия на красном щит- ке, присваивавшийся боевым кораблям за особый героизм в сражениях).
Сомнительно влияние шотландского Андреевского креста (белого на синем поле) на русский: Андреевский крест был общеевропейской эмблемой. Вместе с разными сопро- вождающими эмблемами в европейской геральдике существо- вало 119 вариаций этого креста (Neubecker. S. 108 - 110).
2 мая 1703 г., на другой день после взятия шведской крепости Нюен (Ниеншанц) в устье Невы, Петр I писал митрополиту Стефану Яворскому, что русский флаг с крес- том св. Андрея пробился, наконец, на Балтику: "Господь Бог заключительное сие место нам даровал и морской наш штандарт, во образ креста святаго Андрея исправити бла- говолил" (ППВ. Т. 2. С. 158). Так в начале Великой Северной войны в сухопутной армии и во флоте утвердился Андреевский флаг с присоединенным к нему в XIX веке устным гордым девизом: "Андреевский флаг не спускает- ся!".
Однако бело-сине-красный не сразу был вытеснен с во- енных судов. Петр настойчиво искал разные варианты сое- динения косого креста с трехцветным стягом. В 1692 - 1712 годах он составил около 30 типов морских флагов (Семенович. 1946. С. 43). Андреевский крест то прорезы- вал с угла на угол три полосы, то обрамлялся ими сверху и снизу, то предварял их у древка, то включался в гюйс (поднимавшийся на носу судна в порту или над крепостью) или же вставлялся в "крыж" одноцветных "адмиральских" белых, синих или красных полотнищ.
Белый цвет считался главным, и "первый адмиральский флаг" для основной части флота - "кордебаталии" был бе- лым, для авангарда синим, для арьергарда красным. Иног- да все три флага поднимались на одном корабле: белый - на грот-мачте, синий - на фок-мачте, красный - на бизань-мачте.
Под Нарвой в 1700 году шведы вместе с разноцветными Андреевскими боевыми знаменами, вместе с главной святы- ней русского войска - походной церковью, с иконами, хо- ругвями и священной утварью захватили и одно белоси- не-красное шелковое знамя размером 285 х 220 см с изоб- ражением золотого орла и "трофеев" (воинских доспехов) под ним (Petrelli).
Н.Н. Семенович справедливо считал это знамя личным штандартом Петра I - оно оказалось единственным среди шведских трофеев (предположение, что некоторые полки русской армии имели бело-сине-красные знамена в первые годы Северной войны, следует признать ошибочным) (Собо- лева, Артамонов. С. 113 - 114).
Через полгода после Нарвского поражения Петр I соз- дал новый личный штандарт - с черным двуглавым орлом на золотом полотнище. Итак, в конце XVII - начале XVIII века бело-синекрасный был боевым флагом молодой России на море и вошел в ис- торию как свидетель ее славы и побед. С ним русский флот пробивался к "Теплому" (Азовскому) и Балтийскому морям. Красное полотнище крепостного флага (гюйса) пересе- калось двумя крестами - прямым белым и косым синим Анд- реевским. Когда на месте "парадиза" - Петербурга еще хлюпали болота, по Васильевскому острову бродил скот, среди ко- торого были и северные олени, под свинцовыми тучами над земляной Петропавловской крепостью полоскался гюйсовый флаг в сочетании русских цветов.
"Если стоять внутри крепости лицом к воротам, то по правую руку, к югу, наверху на одном бастионе находит- ся, на голландский манер, большой разноцветный крепост- ной флаг на высоком длинном шесте в высокой крестовине. Этот флаг по праздникам спускают, вместо него поднимая большой желтый флаг с русским орлом, в когтях и на крыльях которого - карты четырех больших морей, а имен- но: 1) Белого, 2) Черного, 3) Каспийского и 4) Балтийс- кого. Без сомнения, тем самым указывается, что Его Царское Величество желает владеть этими четырьмя морями на Востоке, Западе, Юге и Севере" (Беспятых. С. 54 - 56).
Гюйс поднимался также на конце бушприта при стоянках судов на якоре; подъем гюйса на мачте означал готов- ность судна к бою.
Почему же таким коротким оказался век бело-синекрас- ного флага на Военном Флоте? Ответ может быть однознач- ным: правительство активно утверждало культ покровителя русской государственности и мореходов, первого апостола Иисуса Христа Андрея Первозванного, ко- торый прошел и благославил, согласно легендам, места от Херсона и Киева до Новгорода и Невы. Имевший большую смысловую значимость Андреевский флаг видели в победные и "царские" дни на триумфальных арках вместе с "орленым" флагом. Под девиз "Виват, Рос- сия!" Андреевский крест сиял во время фейерверков; го- лубой крест в соответствии с морским обычаем реял над шведским желтым крестом на захваченных кораблях, с ко- сым крестом чеканились червонцы. Под страхом "лишения живота" морякам запрещалось в бою спускать Андреевские флаги, вымпелы и марсели. Держава первого русского им- ператора вошла в семью европейских народов под Андреев- ским, а не под трехцветным флагом, который не обладал подобной значимостью.
Тем не менее Петр I не собирался отменять старый символ, восходящий ко временам его отца. Бело-сине-красный, три полосы которого были перекры- ты Андреевским крестом, и "шахматный" (с прямым синим крестом) Петр I присвоил столичному дворянству. Самый красивый бело-сине-красный с золотым орлом Петр I отдал Москве, которая оказалась, таким образом, первым горо- дом России со своим городским флагом.
Самый простой, трехполосный флаг царь перенес на русский торговый флот (Елагин. С. 233) в надежде, что он станет таким же сильным на морях, как и военный.
20 января 1705 г. можно считать днем рождения русс- кого будущего государственного флага. В этот день от имени царя был издан указ, объявленный из Приказа воин- ских морских дел, о том, что "на торговых всяких судах" "быть знаменам по образцу, каков нарисовав, послан под сим Его Великого Государя указом" (ПСЗРИ-1. Т. 4. СПб., 1830. С. 285). Смысл этого указа повторялся во всех из- даниях Морского устава в XVIII веке: русские морские и речные корабли должны были иметь полосатый без орла флаг "трех колеров" - белый, синий и красный. Указ 1705 года был обязателен для всей России. Петр много раз вычерчивал трехцветный флаг в разных вариан- тах, но никогда не менял порядок полос: почетная верх- няя, "благородная и царствующая", всегда оставалась бе- лой, нижняя - красной.
С полным правом бело-сине-красный флаг может быть назван флагом Петра Великого. В будущем этот флаг ста- нут называть провиантским, торговым, купеческим, ком- мерческим, "обывательским", гражданским и, наконец, русским национальным. Русская армия при Петре I в полной мере сохраняла национальную бело-сине-красную символику. Напомним, что кайма ротных знамен Преображенского полка 1706 года и "корволантов" составлялась из бело-сине-красных треу- гольников или полос той же расцветки. Воротники гвар- дейских мундиров были красными и синими, перьевые сул- таны у гренадеров были бело-красными. Тех же цветов бы- ли темляки палашей. Мундиры ротных музыкантов по бортам кафтанов, камзолов, краям обшлагов и карманных клапанов обшивались шерстяными галунами таких же цветов. И, са- мое главное, офицеры армии носили яркий отличительный знак. Поверх мундиров через правое плечо они надевали широкий бело-сине-красный шарф с кистями, сплетенными из нитей серебряных, синих и красных.
Однако никогда в императорский период истории русс- кие полки не сражались под бело-сине-красными флагами, как иногда пишется в литературе (Иванов К.А. С. 40).
В присяге русского солдата было написано: "От коман- ды и знамени... хотя в поле, обозе или гарнизоне никог- да не отлучаться, но за оными пока живу, следовать". Бегство из-под знамени (дезертирство) считалось тягчай- шим преступлением. Знамена берегли как зеницу ока; по- терять знамя, штандарт или литавры в бою было позором. Призна- ком высшей почести (и поражения) был повсеместный обы- чай расстилать знамена по земле. Так бывало в Вербное воскресенье, когда царь вел под уздцы коня патриарха и стрелецкие полки падали ниц со знаменами и ружьями, об- ратив стволы назад (Обухович. С. 336). Так бывало после русских побед в Северной войне, когда гвардии поруча- лось волочить по земле или воде (!) шведские трофейные знамена во время триумфов или побежденные стлали их у ног победителей. Полковые знамена освящались дважды в год - 6 января и 1 августа. Любопытно, что от Петра I до Екатерины II они были табельным имуществом и меня- лись казной в полевых полках через пять, в гарнизонных - через десять лет. Лишь с Павла I они приобрели значе- ние войсковых регалий, вручавшихся самим императором или при передаче особых грамот. В 1701 году новый личный царский штандарт сменил бе- ло-сине-красный "флаг царя Московского". "Штандарт - черный орел в желтом поле, яко герб Российской империи, имел три короны: две королевских и одну империальную, в которого грудях святой Георгий с драконом" (Семенович. 1974. С. 21 - 22).
Введение нового царского штандарта Петром I имело такое же значение, как в свое время принятие двуглавого орла Иваном III. Единственной империей в то время была монархия Габсбургов. Черный двуглавый габсбургский орел означал претензии на "универсализм" - господство над всем миром. Петр I, оставляя (восходившую к погибшей Византии) традицию багряных (гербовых) знамен, задолго до 1721 года делал шаг к утверждению второй империи ми- ра - Российской. Россия становилась равноранговой со "Священной Римской империей Германской нации". Изображение сухопутного (дворцового) царского штандарта отличалось от морского (судового).
На первоначально белом дворцовом штандарте орел изображался с державой и скипетром, на судовом - в клю- ве и лапах держал карты четырех морей. Вплоть до 1917 года штандарт царя поднимался там, где находился в дан- ный момент император. Современники-иностранцы называли иногда штандарт "императорским государственным флагом" (Берхгольц. С. 59, 103). "Государев орленый флаг" прежде всего символизировал императора, но вместе с тем и Российскую империю. Как морской он развевался на грот-мачте "Полтавы", соору- женной в 1712 году под руководством царя (на фоки би- зань-мачте были бело-сине-красные флаги); как российс- кий государственный символ в окружении государственных флагов союзных держав он был вычеканен на медали в па- мять командования царем флотами Англии, Голландии, Дании и России в 1716 году; это полотнище поднималось на ботике Петра I во время празднества русского флота 12 августа 1723 г. и 16 мая 1725 г., когда императрица Екатерина I впервые подняла его на своем судне.
Штандарт означал "присутствие, бодрствование и рабо- ту государя императора". При подъеме на грот-мачту суд- на или над крепостью "знамени русского императора" ему полагался полный императорский салют - 31 залп, при этом пехотные и кавалерийские части, находившиеся в пе- шем строю, преклоняли свои знамена и штандарты. Вынос штандарта был обязателен на похоронах лиц царской фами- лии.
Любимое детище "адмирала красного флага" (контрадми- рала) Петра Алексеевича - морской флот - был для Руси новым и невиданным "заведением". Таким же новым было и разноцветье морских символов.
В праздники при Петре I здания и триумфальные арки богато украшались коврами, цветными сукнами, шпалерами, картинами, ельником и фонарями. И даже в небе в огнях фейерверков можно было видеть русского орла, который "парил" в вышине под гром орудий, а также под традици- онное "Виват, виват, виват, Россия!". Флагов националь- ной расцветки на суше не было. При открытии новых зе- мель русские землепроходцы и торговые компании в Сибири, на побережье Северного Ледовитого или Тихого океа- нов в XVII - XVIII веках ставили (подобно испанцам и португальцам в других частях света) кресты (возможно, восьмиконечные русские). Позже на мачтах, вкопанных в землю на вновь открытом материке или острове, поднима- лись Андреевский или трехцветный "коммерческий" флаги как знак включения земель в состав России. 22 октября 1721 г. в честь Ништадтского мира и провозглашения России империей, когда за окнами домов зажигались свечи, а перед воротами горели смоля- ные бочки и костры, лишь императорский штандарт разве- вался над "парадизом" под "великий гром" ружейных зал- пов 27 тысяч солдат гвардейских и полевых войск, артил- лерийский салют со 125 галер и музыку трубачей, литавр- щиков, сиповщиков и барабанщиков, исполнявших военные марши.
Армейские знамена и флотские флаги на каждом победном триумфе, которых с 30 сентября 1696 г. по 18 декабря 1722 г. состоялось 19, в достаточной мере прославля- ли русское оружие. При погребении Петра Великого 10 марта 1725 г. фоб, накрытый золотой парчой, сопровождали: 1) военное зна- мя, 2) около 30 гербовых областных знамен, 3) большой императорский морской штандарт, 4) большое черное знамя с золотым орлом, 5) большое белое знамя с эмблемой Пет- ра I, высекающего из мрамора статую России, а также щи- ты с государственными и земельными гербами, царские ре- галии и четыре (!) государственных меча (Краткая по- весть... С. 240 - 241). Царь-новатор, перевернув все в стране, обновил и го- сударственную символику. В русских флагах, созданных им на рубеже XVII - XVIII веков, были закодированы мощные программные идеи: 1) в бело-сине-красном - превращение России в сильную морскую державу; 2) в золотом штандар- те - преобразование ее в качественно иное состояние - в империю; 3) в "крестовых" русском гюйсе и Андреевском - утверждение ее как христианского государства. К концу жизни великий реформатор почти выполнил все намеченное. В 1721 году Российское царство стало импе- рией, русский военный флот вышел на одно из первых мест в мире и насчитывал в 1724 году 24 линейных корабля, 15 фрегатов, 4 прама, 10 шхерботов, на стапелях тогда стояло еще 5 линейных кораблей и фрегат (Некрасов Г.А. 1969. С. 249). Импульс, который дал Петр Великий русской истории, был исчерпан через двести лет.
Ни один самодержец не смел реформировать петровскую символику, и ее обновле- ние произошло лишь через два века.



[ главная | все статьи]
Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск