Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

[ главная | все статьи]


Боголюбов Н., Т.1-2, Типография Л.Ф. Снегирева, М. 1879 - 1880 г., Фрагмент: Т.2 Ч.4 стр. 405-410; © Фотокопии - http://elibrary.karelia.ru/ ,
© Редакция и оцифровка – А.Бойцов, 2007 г.;


ИСТОРИЯ КОРАБЛЯ.
Общедоступное изложение судостроения и судоходства
у всех прибрежных народов
от древнейших времен до наших включительно.

 

II.

 

Судостроеніе при Петре Великомъ. ІІотешныя занятія Царя въ Москве и на Переяславскомъ озере.—Поездки въ Архангельскъ и первыя путешествія по морю. — Распоряженія царя къ постройке новоманерныхъ купеческихъ судовъ. — Построеніе флота въ Воронеже.—Балтійскій флотъ: корабельный и гребной.—Его значеніе въ Северную войну.—Каспійская флотилія созданная Петромъ и ея действія. — Перечень судовъ употреблявшихся въ Петровскую эпоху.

 

Всеобемлющему генію Петра I суждено было создать въ нашемъ отечестве военное и торговое судостроеніе, дать движеніе военному и торговому мореплаванію и завоевать почетное для Россіи место въ числе морскихъ Государствъ.

Каждому Русскому, интересующемуся событіями, вліявшими на возрожденіе нашего Государства должно быть известно, что юный царь осматривалъ однажды съ руководителемъ и наставникомъ своимъ по математике голландцемъ Тимерманомъ, въ селе Измайлове сараи. Между старыми вещами деда своего Никиты Ивановича Романова, нашелъ небольшой ботъ; что ботъ этотъ былъ исправленъ и оснащенъ голландцемъ Брантомъ, спущенъ на Измайловскій прудъ и что катаясь на этой крошечной посудине, великій преобразователь обнаружилъ первые зародыши страсти къ морю и морскому делу! Не довольствуясь тесными водами пруда, онъ перенесъ ботъ на Переяславлъское озеро, построилъ тамъ небольшую флотилію, на которой плавалъ во всякое свободное время, потешаясь разнымн эволюціями. Этаморская, повидимому игра, была предвестницей более серьезнаго, более великаго дела. Петру потребовалось знакомство съ моремъ: флотилія и ботъ были оставлены, но последній не былъ забытъ ни Петромъ, ни его потомками. Празднуя Ништадскій миръ, царь устроилъ торжество для созданнаго имь флота, съ помощью котораго совершены были все его ве-

 

406

 

ликия завоевания на севере; он спустил ботик на воду, селъ самъ на руль, в банки посадил адмираловъ своихъ сподвижников и прошел мимо всей линии, в которую выстроены были на Неве несколько судовъ; причемъ маленький любимецъ получил от него название дедушки Русского флота.

Крохотный дедушка,- святыня нашего флота (рис. 66) хранится и по настоящее время в Петропавловской крепости, в особом сдании, окруженный Петровскими трофеями.

 

 

Здесь кстати сказать, что в домике на Петербургской стороне, где жил Государь сохраняется шлюпка (верейка), на которой он плавал по реке Неве.

Избранный провидением для возвеличивания России, Петр скоро сознал необходимость вытеснить с Юга Турок, а с Севера изгнать Шведовъ. Для обоих предприятий были необходимы флоты, но он не токмо не имел способных для того людей, да и самъ не видалъ не моря ни кораблей. В августе 1793 г. уже в Архангельске плавает по собственному и единственному морю, на нарочно построенной для него яхте, святой Петр о 12 пушках. Море на столько приглянулось царю, что он посещает Архангельскъ еще

407

 

два раза въ 1694 и 1702 годахъ. Посещаетъ Соловецкий монастырь, на пути выдерживаетъ столь сильный шторм что только при помощи опытнаго кормщика Антипа Тимофеева избегаетъ опасности разбиться о подводныя каменья;

въ воспоминаніе чего собственно-ручно сооружает крест *) и ставитъ его въУшнойгубе. Случай этотъ не испугалъ царя, онъ ходилъ на своей яхте за св. Носъ, далее семи остро-вовъ; плавалъ неоднократно на р. Вавчугу, где находилась корабельная верфь Бажениныхъ; довольный успехами судостроенія, онъ иосвободилъ братьевъ отъ военскихъ повинностей и дозволилъ для постройки судовъ вырубать изЪ казенныхъ дачь ежегодно по 4000 деревъ. Въ Архангельске, царь въ платье голландскаго карабельщика обходилъ ежедневно суда Русскія и иностранныя, вслушивался въ речи, вступалъ въ разговоры и однажды взойдя на холмогорскій карбасъ вступилъ съ хозяиномъ, привезшимъ горшки въ разговоръ. Въ это время доска, накоторой стоялъ Петръ, подломилась, царь упалъ и побилъ порядочное количество горшковъ. "Вотъ те и выручка"! завопилъ озадаченный мужичокъ. "А на многоли ты привезъ", спросилъ царь усмехнувшись.— "Да было алтынъ на сорокъ, а теперь немного осталось''. Царь далъ ему червонецъ, прибавя: „торгуй, наживайся, да меня лихомъ не поминай ".

Отъ зоркаго глаза царя ничто не скрывалось; судостроеніе, начавшееся еще въ половине ХV в. шло крайне неудовлетворительно: монахи Соловецкаго монастыря сначала начали было заниматься постройкой судовъ для своихъ подребностей (1548), но потомъ его забросили. На Нюхоцкой пристани и въ другихъ местахъ где только строились суда, царь нашелъ постройки крайне неудовлетворительными; суда строились по его выраженію прежнимъ деломъ, тоестьпо старинному, безъ вся каго знанія, крепились плохо, а потому и служили недолго и, расшатываясь на волненіи, гибли и губили людей; почему желая поднять судостроеніе, оживить морскую торговлю, Петръ оказываетъ ей всевозможное покровительство, даровалъкупеческій флагъ для торговаго флота и повелел архангелогородскому вице-губернатору „ объявить всемъ промышленни-

 

*) этот крест хранится въ Архангельском соборе. На нем рукою Царя сделана надпись, DaskruysmakenKapteinPitervanacht 1694.

 

408

 

кам ходящим въ море для промысловъ на лодьяхъ и кочахъ, чтобы они вместо сихъ судовъ строили бы морскія суда: галиоты, гукары, каты или гекботы и флеты". Срокъ для употребления старыхъ судовъ назначенъ былъ двухлетній, назначены были поощренія покорнымъ иштрафыдляослушниковъ; для усиленія заграничной торговли, въ Соломбале построено было 6 казенныхъ торговыхъ кораблей; но все эти меры, какъ сказано будетъ впоследствіи, не принесли желаемой пользы. Деянія Петра выразились более резко на военномъ судостроеніи.

ВОЕННОЕ СУДОСТРОЕНИЕ,АЗОВСКИЙ ФЛОТ. Первый и неудачный походъ Петра (1695) къ Азову породилъ следующія меры: местомъ для постройки азовскаго флота избранъ былъ Воронежъ, где предположено было построить 1300 струговъ, 300 морскихъ лодокъ и 100 плотовъ. 26000 человек мастеровыхъ было призвано со всехъ концовъРоссіи. Чтобы утвердить морское дело, отправлены были въ Венецію,Англию, Голландію 50 стольниковъ и спальниковъ изучать постройку судовъ и управленіе ими. Изъ нихъ Скляевъ, учившійся въ Венеціи, считается впоследствіи лучшимъ корабельнымъ мастеромъ (см. Т. I, стр. 126). Напервое же время, изъ Голландіи выписаны быликорабельныемастера, штурмана, матросы, лекаря. Оттуда же привезена была разобранная 32 весельная галера для образца. Ее везли моремъ чрезъ Архангельскъ, собрали въ Вологде и привезли въ Москву на особо построенныхъ дровняхъ. Въ Преображенскомъ изготовлялись члены для галеръ и брандеровъ.

Независимо отъ такихъ меръ, сделано было распоряженіе о достройке судовъ кумпанствами, состоявшее въ томъ, чтобы землевладельцы и духовные съ 8000 крестьянскихъ дворовъ, а светскіе съ 10000 выстроили по кораблю, оснащенному и вооруженному, а торговые и посадскіе люди 12 судовъ бомбардирскихъ.

Въ 1696 г. предпринятъ былъ 2-й походъ къ Азову и къ этому времени на Дону были готовы 23 каторги *); первая изъ нихъ называлась Принципиумъ, 1 галеасъ (впоследствіи корабль) Апостолъ Петръ и 4 брандера.

 

*) Галеры, получившія свое первое название отътяжелой жизни гребцов; потомъ оне назывались фуркаты и наконецъ галеры.

 

409

 

Корабль Апостолъ Петръ походилъ на Англійскіе корабли IV ранга того времени, имелъ 113 ф. длины, 25 ф. ширины, былъ плоскодонный и имелъ современное вооруженіе.

Съ помощью этихъ судовъ, вторичный походъ на Азовъ увенчался полнымъ успехомъ. Азовъсдался(19 іюля 1696 г.). Петръ устроилъ тамъ военный портъ и приказалъ строить такія суда, которыя подходили бы къ местнымъ условіямъ, придерживаясь въ тоже время типамъ англійскихъ и голландскихъ судовъ. Такая мера не удалась, суда одного и того же типа, часто не походили другъ на друга, что происходило частію отъ того, что неопытные строители переделывали чертежи на свой ладъ, частію же вследствіе неизбежной причины сообразоваться съ глубинами рекъ, где они строились, астроились оне въ разныхъ местахъиказнойикумпанствами, строились торопливо изъ сыраго леса и потому служили очень недолго, да и самое существованіе флота было недолговечно. Несчастный Прутскій походъ (1711) лишилъ насъ Азова, а съ этимъ вместе и флотъ азовскій былъ уничтоженъ.

Здесь не лишнее прибавить, что съ 1695 по 1710 годъ для азовскаго флота было построено 67 кораблей, фрегатовъ и прамовъ, почти столько же галеръ, бомбардирскихъ судовъ и брандеровъ и 1000 бригантинъ, шнявъ, скампавей, чебасовъ и бударъ. Число громадное; Детельность по истине изумительная, походящая на деятельность Юлія Цесаря. Между темъ при объявленіи войны (1910) Турціи, годныхъ судовъ было: 5 кораблей, 1 фрегатъ, 2 шнявы и 1 тялка.

Выше было сказано о свойстве кораблей, называвшихся одно время галеасами. Въ этомъ флоте встречались еще следующія названія (см. т. I, ч. II):

БАРКАЛОНЫ (barca-longa). У насъ оне походили на галеасы и не имели никакого сходства съ иностранными; длина ихъ была 115 ф., ширина 27 ф., осадка въ воде 7 ф. Сна-чала на нихъ было 26 орудій, но впоследствіи ставили по 44.

БАРБАРСКИЕ КОРАБЛИ (отъ Варварійскихъ, Алжирскихъ, Тунисскихъ разбойничьихъ кораблей называвшихся карамусалами) наши имели закрытьій декъ, были широкіе и не походили на своихъ одноименцевъ, число орудій было 44.

ШИХ-БОМБАРДЫ (бомбардирские корабли) имели по 2 можжары (мортиры), 2 мачты, 90 фут. длины и 28 фут. ширины.

 

410

 

ГАЛЕРЫ походили на Венеціанскія. Артиллерія состояла изъ пушекъ отъ 3 до 24 ф. калибра, басовъ и дробивиковъ, стрелявших картечью изъ свинцовыхъ пуль, железныхъ прутьевъ и металлическихъ кусковъ (жеребьевъ), на пушку полагалось 500зарядовъ, надробовикъ200,мортиру—200 бомбъ. Кроме того на каждое судно полагалось по 900 ручныхъ гранатъ. Орудія были чугунныя и медныя и отливались на Тульскихъ, Липецкихъ и Романовскихъ заводахъ.

СТРУГИ—суда плоскодонныя, въ роде барокъ, съ более острыми оконечностями, длиною 12—22 саж., а въ ширину 2—41\2 саж. На обыкновенныхъ стругахъ устраивалась лу-бяная кровля, а на техъ, где помещались начальники, кан-целяріи устраивались удобныя рубки (каюты) называвшіяся чердаками. Такие струги именовались чердачными.

ЛОДКИ МОРСКИЯ были липовыя однодеревки до 7 1\2 саж. длины. На нихъ для возвышенія бортовъ набивались доски, называвшіяся ошивенными досками.

Таковъ былъ первый опытъ Петра въ судостроеніи. Царь самъ сознавалъ его неудовлетворительность; онъ чувствовалъ необходимость знать все, чтобы учить другихъ; почему, едва успелъ устроить внутреннія дела, отправился за границу (1698), добрался до Саардама и, записавшись въ качестве простаго плотника на корабельной верфи, принялся за работу. Народъ скоро узналъ царя, скрывавшагося подъ именемъ простаго рабочаго, толпами осаждалъ его, почему царь перебрался въ Амстердамъ, где более четырехъ месяцевъ работалъ на Остъ-Индской верфи; но увидавъ, что способъ голландскаго судо-строенія не имелъ прочнаго научнаго основанія, поехалъ для той же цели въ Англію, пробылъ тамъ более двухъ месяцевъ и принялъ на службу до 60 различныхъ ученыхъ ма-стеровъ, а мореходовъ выбралъ преимущественно изъ Голландцевъ.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ. Возгоревшаяся вскоре война со Швеціей, война упорная, продолжительная, вызвала всю мо-гучую деятельность царя на сооруженіе балтійскаго флота. Пораженный подъ Нарвою, царь убедился лишъ въ необхо-димости приступить скорее къ задуманному делу. Военныя суда разнаго рода, начали строиться везде где только было удобно и возможно, первая верфь заложена былавъ Лодейномъ ІІоле Олонецкой губ. въ 1702 г. На ней находились до 18 …

 

Далее следующая страница

 

[ главная | все статьи]

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск