Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

<< назад

Копия - новодел, клуб "Штандарт", СПб.

Невское время No 128(2010) 13 июля 1999 г.
________________________________________

Еще одно рождение "дедушки русского флота"
Не для музеев и международных выставок, а для настоящих морских походов под парусом руками молодых энтузиастов из клуба "Штандарт" создана точная копия знаменитого Ботика Петра Первого, "дедушки русского флота". В воскресенье под звон разбиваемой о борт бутылки шампанского и радостные крики зрителей ботик был спущен на воду в учебной верфи "Петровское Адмиралтейство". Ребята из "Штандарта" - не первые, кого вдохновил потешный кораблик будущего российского императора: у знаменитого "дедушки" несколько "внуков". Но только этот ботик сделан с максимально возможным соблюдением технологии трехсотлетней давности. В его каркасе нет современных болтов и шурупов, вместо них, как и во времена Петра Великого, использован специальный деревянный крепеж, а металлические детали выкованы ребятами самостоятельно в кузне "Петровского Адмиралтейства". Каркас ботика был сделан на учебной верфи американского штата Мэйн в 1993 году из специально отобранной двухсотлетней сосны. Потом каркас был перевезен в Россию. На таможне каркас из канадской сосны пришлось оформить как дрова - иначе у клуба просто не хватило бы денег, чтобы заплатить все сборы и пошлины. С 1994 года ботик собирали в Петербурге, на верфи клуба "Штандарт", в специально построенном для него Ботном доме. Ребята-добровольцы приходили на верфь по вечерам, после учебы или работы, и строили свой первый в жизни настоящий корабль. Сначала энтузиастов было несколько человек, но за пять лет их число увеличилось до нескольких десятков. Теперь они уже не те новички, которыми были, когда первый раз пришли на верфь, а настоящие мастера-корабелы. Последние дни перед спуском ботика на воду приходилось работать даже по ночам - не укладывались в сроки. Но сейчас все тревоги и волнения позади: прохладные невские волны легко качают привязанный у верфи кораблик. Теперь, когда ботик спущен на воду, бригада строителей превратится в морской экипаж, а сам ботик - в учебное судно. Скоро он отправится в свое первое плавание - в форт Тотлебен, где ребята из клуба готовятся к международному молодежному соревнованию Atlantic Challenge-2000. Ботик - не единственное судно, строящееся на "Петровском Адмиралтействе". 4 сентября со стапелей сойдет фрегат "Штандарт", точная копия знаменитого петровского "Штандарта". А через год оба судна уйдут в плавание по маршруту Великого Посольства Петра I. В субботу на верфи побывал его королевское высочество Принц Майкл, герцог Кентский, находившийся в нашем городе с визитом (подробнее о визите читайте на 2 странице). Майкл Кентский выразил желание принять участие в возрождении "Петровского Адмиралтейства". Большинство ребят, работающих на верфи, трудятся добровольно, а материалы и оборудование приобретаются на спонсорские средства. Их энтузиазм встретил поддержку со стороны городской администрации: территория, на которой находится верфь, предоставлена городом бесплатно. Главное, что объединяет ребят и придает им силы в их поистине нелегкой работе, - возможность не только строить корабли, но и плавать на них. Сейчас плавать на парусниках могут либо курсанты мореходных училищ, либо миллионеры, способные заплатить за такое удовольствие большие деньги. Идея учебной верфи заключается в том, чтобы дать возможность простым мальчишкам и девчонкам почувствовать себя настоящими моряками.

Антон МУХИН
________________________________________

Ботик Петра I, названный "дедушкой русского флота", пожалуй, самая известная лодка в русской истории. Найденный Петром в сарае деда Никиты Ивановича Романова в Измайлове, ботик стал началом потешной флотилии, именно на Ботике юный Петр познавал основы морского дела. Спустя годы эта небольшая лодка стала символом прославившегося в морских баталиях русского флота. 11 августа 1723 года прибывшему в Петербург ботику салютовали все корабли Балтики. Строительство копии Ботика Петра I на верфи "Петровское Адмиралтейство" преследовало образовательные и познавательные цели: участвуя в постройке школьники и студенты приобщались к старинному ремеслу деревянного судостроения, обучались навыкам работы с инструментом, учились реально оценивать результаты своего труда и нести ответственность за свою работу, а после спуска на воду ребята испытали созданную их руками лодку на воде. Построенная лодка не стала всего лишь экспонатом музейной выставки, а используется также как и во времена Петра - служит средством познания основ морского дела. Строительство копии Ботика было начато в 1993 году на учебной верфи проекта "Atlantic Challenge" в штате Мэн (США) русскими учениками, членами клуба "Штандарт". Они подготовили набор Ботика - киль, шпангоуты и штевни. Материал для него - канадская сосна - была подарена американскими коллегами-корабелами. В 1994 году набор был передан клубу "Штандарт", перевезен в Петербург, и воссоздание Ботика возобновилось силами волонтеров и учеников под руководством опытных инструкторов. Спуск Ботика на воду состоялся 11 июля 2000 года. Сразу после спуска он принял участие в международном молодежном семинаре Атлантик Челлендж. "Дедушка русского флота" поможет многим молодым людям открыть для себя настоящее море и найти настоящее дело, которым увлекался сам царь Петр.
Основные размерения:
Длина 6,0 метров
Ширина 2,0 метра
Осадка 0,4 метра
Парусное вооружение: Гафельный грот, стаксель, кливер - 20 кв. метров
4 распашных весла
Боковые шверцы
Экипаж: До 7 человек

Материал взят со страниц сайта клуба "Штандарт" г.Санкт-Петербург
Россия, Санкт-Петербург, ул. Орловская, д.7 Наш почтовый адрес: Россия, 195112 Санкт-Петербург, а.я. 100 Тел./Факс: (812) 271 19 40; (812) 271 17 96

____________________________________________

БОТИК ЕДВА НЕ РУХНУЛ НА БЕРЕГ
Но благодаря самообладанию капитана неприятностей удалось избежать.
В воскресенье на верфи "Петровское адмиралтейство", что находится недалеко от Смольного собора на берегу Невы, спускали на воду знаменитый ботик Петра I, а вернее, точную копию судна, найденного юным царем Петром в сарае 300 лет назад. Его киль, шпангоуты и штевни изготовлены на учебной верфи штата Мэн (США) в 1993 году из желтой канадской сосны, а обшивали и достраивали копию уже в Петербурге в клубе "Штандарт". Сначала ботик силами двадцати юных членов команды на катках был перемещен с высокого спуска верфи на берег, затем начался перенос судна весом около тонны через двухметровый бетонный парапет строящейся набережной. Ботик при помощи блоков был поднят над парапетом и закачался над Невой. Предстояло ослабить тросы, чтобы опустить судно на воду. Никто и предположить не мог, что произойдет в следующую минуту: когда капитан фрегата "Штандарт" Владимир Мартусь перебрался в подвешенный ботик и начал ослаблять узлы, раздался страшный скрежет - под тяжестью груза треснула верхняя несущая балка. Команда замерла, кто-то из приглашенных гостей ахнул, кто-то отступил назад.Огромная махина в любую секунду могла рухнуть на бетон или в воду вместе с капитаном. Балка трещала и прогибалась. Но Владимир Мартусь, не потеряв присутствия духа, продолжал ослаблять тросы. "Очень не хоте-лось бы оказаться в воде в такой торжественный день", - пробормотал капитан и в считанные секунды завершив работу, выпрыгнул из ботика на бетон.
Все облегченно вздохнули. В тот же миг освобожденная от стопоров конструкция пришла в движение, балка "успокоилась", ботик дрогнул и стал медленно опускаться на воду. Когда он замер в нескольких сантиметрах от поверхности воды, раздалась команда капитана: "А теперь - шампанское!" Честь разбить бутылку о форштевень судна предоставили Юле Дубининой, которая руководила строительством ботика и до последней минуты любовно выглаживала стамеской заусеницы на его бортах. В ставший на воду ботик спустилась команда и села на весла. Судно совершило первое символическое плавание. А потом, как и положено, канонир поднес фитиль к запалу, и "дедушке русского флота" отсалютовала с верфи настоящая петровская пушка.

Эмилия КУНДЫШЕКА



<< назад

 

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск