Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

<< назад

Новодел Ботика, клуб "Полярный Одиссей",
г.Петрозаводск

Ботик Петра I (новодел)

Новодел петровского ботика был построен по заказу Мэрии г. Петрозаводска в Морском Историко-культурном центре к 300-летию Военно-морского флота России. 29 июня в День Города ботик был спущен на воду. Строительство новодела стало дипломной работой для 10 молодых мастеров, прошедших курс обучения в школе деревянного судостроения при МИКЦ. Проектными и строительными работами руководил президент Морского Центра Виктор Дмитриев. Транцевое украшение деревянной резьбой выполнено архангельским художником и архитектором А.П. Баклановым
Технические данные ботика:
Длина-6,2 м; Ширина-2,05 м; Высота бортов-0,82 м; Вес-1280 кг; Материал: сосна, дуб. Количество весел-4; Деревянные шверцы-2; Руль деревянный со стальным румпелем; На корме установлен стальной погон для шкотов. Вооружение ботика - четыре 1/3 фунтовых пушки.
Оригинал судна, привезенный в Россию из Англии в 40-х годах XVII века, использовался юным Петром для водных прогулок под парусом и получения первых навыков во "флотских науках". Позднее Император Всероссийский Петр Великий назвал ботик "дедушкой русского флота". В настоящее время подлинный ботик храниться в Центральном Военно-морском музее в г. Санкт-Петербурге. Новодел ботика, построенный в Петрозаводске, является непременным участником всех городских праздников на воде. В 1996 году вместе с командой строителей ботик принял участие в параде кораблей Северного флота в Североморске и Мурманске.

Материал взят со страниц сайта клуба "Полярный Одиссей", г.Петрозаводск, Карелия
http://po.karelia.ru/rus/shipbuilding/petr.html

Флаги расцвечивания - поднять!

  

Самый молодой флот России - Северный - торжественно отметил свое 70-летие. На праздник прибыли сотни гостей, в том числе и карельская официальная делегация. Кроме того, по приглашению командования флотом директор Карельского Морского центра Виктор Дмитриев отправил в Североморск украшение морского плавучего музея - ботик Петра. В его экипаже был и наш корреспондент.

 

С кораблем - на бал

 

Лето для "кораблей истории" - сезон горячий. Только выступив на открытии Онежской регаты, мы уже вечером автокраном грузим наш ботик на прицеп присланного за нами КАМАЗа, забрасываем в тентованный пыльный "бичевоз" пушки, историческую амуницию - и вперед на Север! "Мы" - это начальник экспедиции, капитан ботика, офицер запаса Константин Дмитриев (не родственник и, как он шутит, даже не однофамилец!), работник Морского центра, сварщик-судостроитель, а на время похода матрос-бомбардир Михаил Лашко и автор этих строк. С "дедушкой Российского флота", построенным в Морском центре в 1996 году, у меня связаны особые воспоминания: именно на нем в составе экипажа его строителей мне довелось поучаствовать в праздновании 300-летия флота в Мурманске и Североморске.

Почти 1000-километровый путь до Североморска по автотрассе "Кола" наш КАМАЗ, ведомый веселым мужиком Леней, главстаршиной автобата штаба Северного флота, преодолел в течение полутора суток, причем как петрозаводские, так и мурманские гаишники штрафанули его по дороге раза три - за провоз людей в кузове. Что же делать, коли не нашлось ни у флота, ни у его шефов средств на проезд по железной дороге "государя" с его "бомбардирами"?

 

Североморский рейд

Великолепное, захватывающее зрелище - вид с высоты на североморскую столицу накануне Дня ВМФ! В глубокой чаше фиорда, согреваемого в честь праздника не по-здешнему жарким, просто севастопольским солнышком, на живописных сопках выстроился целый город из голубовато-серых грозных кораблей: густой лес мачт, надстроек и антенн, стальные атомно-машинно-ракетно-электронные острова, островки и архипелаги, дивизии, бригады, отряды и соединения... Это не только звучит, но и выглядит гордо - эскадра Краснознаменного Северного флота!

На рейде виднеется громадина авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", левее - китовая туша стратегического подводного ракетоносца, правее - большой десантный корабль "Кондопога", еще одна атомная подлодка, тральщик нашей авангардовской постройки, пограничный сторожевик, большой противолодочный корабль, ракетный катер... У причалов борт к борту высятся краса и гордость эскадры - новейший атомный ракетный крейсер "Петр Великий", рядом с ним десантный корабль "Митрофан Москаленко", крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы, сторожевики, "десантники", "разведчики"... Вдали, у второго причала, различаю хорошо знакомый еще по 300-летию флота белый лайнер с красным крестом - госпитальное судно "Свирь". На четыре дня праздника нам приведется быть его... нет, не пациентами - пассажирами.


 

К бою и походу приготовить!

 

Первым кораблем, на котором нам пришлось погостить, стал гигантский плавучий кран, который поднял наш ботик с прицепа и нежно опустил на свою палубу, где мы с досадой и обнаружили, что наш "дедушка" нуждается в срочном латании дыр. Еще не хватало нам пузыри пускать на параде Северного флота! С трудом на попутном буксире попав на "Свирь" далеко за полночь, остаток этого дня и весь следующий проводим под руководством нашего энергичного "кэпа" в ремонте, покраске, установке мачты и такелажа, стирке и глажении рубах, кафтанов и попытках напомнить о себе хоть какому-нибудь начальству. (Создавалось впечатление, что принимающая сторона о нас как-то забыла.)

Наконец появляется офицер из штаба, все вопросы по-флотски быстро решаются, ботик спускают и буксируют к "Свири", и мы включаемся в подготовку праздника. (Оказывается, на флоте наш кораблик еще по 1996 году многие очень хорошо помнят!)

Субботу проводим в тренировках с приданными экипажу четырьмя ВВМУ им. Ленина и матросом-связистом со сторожевика "Легкий". Наша задача - по команде пройти дистанцию у береговых трибун не более чем за пять минут при любой волне и при этом безотказно отсалютовать из своих бронзовых фальконетов, перезарядив их на ходу. Кому и праздник, а кому и как лошади свадьба...

Парни-курсанты, проникнувшись важностью порученной задачи, стараются, и в норматив мы наконец укладываемся. Моя функция самая простая: в красочном петровском облачении являть собою на корме образ государев...

Возвращаясь вечером из столовой штаба флота, наблюдаем, как от причала к машине направляется высокий гость, министр обороны страны Сергей Иванов. Поздороваться не удается - налетевшая свита сердито спроваживает нас подальше. Ничего, мне самому завтра придется побыть высоким начальством! Правда, калифом на час, даже не на час - на пять минут. Те пять минут, ради которых порою очень долго снимается "кино"...

 

Морской парад

 

В воскресенье в восемь утра на эскадре запели трубы, затрепетали флаги расцвечивания, команды "по форме номер раз" встали во фронт на палубах. С праздником, товарищи североморцы! И не будем сегодня снова травить морскую душу стенаниями о нехватке средств на ремонты и учения, о небоеготовности кораблей, некомплектных командах и планах сокращения. Любимое детище великой державы, сильнейший флот страны, празднует сегодня свой славный юбилей. Наверх вы, товарищи, все по местам!

К одиннадцати наш ботик выходит "на исходные". С кораблей эскадры нам кричат ура - "дедушка флота Российского" снова в морском строю, и его приветствуют могучие правнуки. Трибуны и окружающие скалы усеяны зрителями гуще, чем птичий базар пернатыми. Мимо проходит на "сцену" катер с "царем морей Нептуном" и его пестрой бандой чертей и русалок, за ним наш черед. Матрос-связист принимает команду: "Ботику начать движение!" Войдя в образ, величаво приветствую публику, курсанты дружно налегают на весла, и мы четко выполняем наш номер, причем Миша и Константин Анатольевич успевают три раза эффектно пальнуть дымным порохом из нашей "артиллерии". Все, мы сделали это!

Теперь, уйдя от глаз публики, можно перевести дух и из исполнителей наконец превратиться в зрителей.

Флот в действии - нет зрелища прекрасней! БПК "Адмирал Чабаненко", ведя огонь на ходу, развешивает противоракетную дымзавесу, погружается и всплывает атомная субмарина "Тамбов", пролетают противолодочные вертолеты, обстреливают скалистый островок ракетные катера. Развернувшись, БДК "Кондопога" выпускает из своего объемистого чрева бэтээры, и лодки с десантом, морская пехота, ведя огонь из всех видов оружия, эффектно штурмуют берег. Увенчало праздник фантастическое авиашоу пятерки "Русских витязей" из Липецкого авиацентра, показавших в идеально голубом небе то, на что способны лучшие в мире машины Су-27 в руках лучших в мире пилотов...

 

В гостях у "Кондопоги"

 

Кондопожане могут гордиться профессионализмом офицеров и матросов подшефного корабля: на празднике при высадке десанта громоздкий БДК, по услышанному мнению специалистов, "исполнил балетное па, стоя на монете". Воспользовавшись любезным приглашением, празднование 70-летия экипаж нашего ботика завершил на этом славном корабле.

В честь визита "государя со свитой" командир капитан второго ранга Олег Медведев объявил построение экипажа. Прибытию нашему были заметно рады, тем более что шефы из Кондопоги по каким-то причинам не смогли приехать.

Командир с традиционным флотским гостеприимством распорядился накрыть в салоне хлебосольный стол и организовал экскурсию по кораблю. Особое впечатление произвел танковый трюм, напоминающий станцию метрополитена. Мы встретились и пообщались с несколькими земляками - всего на БДК служат 12 кондопожан, в том числе 8 контрактников. И нашими матросами, и вообще шефами Олег Медведев доволен: "Как вы думаете, кто мне краску привез корабль к празднику подновить?"

Конечно, нас, людей флоту не чуждых, волновал неизбежный вопрос: "Как на флоте дела?" За праздничной чаркой моряки отвечали откровенно, без черного пессимизма, но и без розового оптимизма: "По крайней мере прекратился развал..." Наш "кэп" предложил командиру "Кондопоги" принять участие в его проекте создания в Петрозаводске Морского кадетского корпуса, воспитанники которого могли бы приезжать на корабль для практики. "Я всецело за, решайте вопрос с командованием..." - ответил О. Медведев.

Очень хотелось, чтобы наша поездка в Североморск не ограничилась только выступлением на водно-спортивном празднике, а имела практическое продолжение. Карелия всегда была надежным тылом флота. А он, как известно, силен поддержкой берега, преемственностью поколений моряков. "Флоту Российскому - быть!" - так заповедал нам его основатель...

 

Сергей ЛАПШОВ,

наш спецкор

Северный флот

 

Уже после нашего возвращения в Петрозаводск на имя директора Карельского Морского историко-культурного центра Виктора Дмитриева пришло благодарственное письмо заместителя командующего Северным флотом контр-адмирала А. Дьяконова: "Выражаю вам и экипажу ботика Петра Первого искреннюю признательность и глубокую благодарность за активное участие в юбилейных мероприятиях, посвященных Дню Военно-Морского Флота и 70-летию Краснознаменного Северного флота в городе Североморске. Ваш ботик, открывший водно-спортивный праздник во флотской столице, явился подлинным украшением проводимых торжеств, внес достойный вклад в их культурно-историческое оформление.

Надеюсь на дальнейшее взаимопонимание и сотрудничество"

© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003, Материал с сайта: http://www.gov.karelia.ru/

 



<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск