Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

<< назад | вперед >> стр. 2 3 4 5 6 7 8 9

МОДЕЛЬ-РЕКОНСТРУКЦИЯ
БОТИК ПЕТРА I

Вследствие перемещений и небрежного хранения многое из того, что находилось на ботике после восстановительных работ 1688 года. оказалось утраченным, в частности, шверцы - бортовые кили, без которых судно не могло ходить под парусами, значительная часть рангоута и такелажа, паруса. В связи с этим в 1974-1975 годах один из авторов настоящей статьи, А. Л. Ларионов, при участии художника-мариниста Е. В. Войшвилло провел исследования для того, чтобы восстановить исторический облик ботика Петра Великого. В журнале «Судостроение» были опубликованы чертежи, по которым стало возможно воссоздать облик судна 1688 года.

В августе 1994 года в Российском государственном Морском историко-культурном центре рассматривалась программа празднования 300-летия Российского Флота летом 1996 года. Тогда же обсуждался вопрос и об участии в параде кораблей на Невском рейде «дедушки русского флота». Техническое состояние ботика не позволило спустить его на воду, поэтому было принято решение построить его точную копию, которая бы могла ходить не только на веслах, но и под парусами. Ее должны были создать на основе разработок Ларионова и Войшвилло

Право выполнить почетный заказ по конкурсу получило АООТ «Петрозавод», ведущее свою родословную от одного из старейших судостроительных заводов Петербурга - Охтинской Адмиралтейской верфи. Туда были доставлены дуб из Краснодарского края, корабельная сосна и другие необходимые материалы. Организацией всего рабочего процесса руководил заместитель директора верфи Г. Л. Большаков ( Руководил процессом строительных работ, организационными мероприятиями, ген.директор, созданного в это время ТОО "Охтинская верфь"- Михаил Владимирович Богданов, в это же время он работал и начальником коммерческого отдела Петрозавода. Большаков Г.Л. работал в должности его заместителя, т.е. заместителем директора "Охтинской верфи", а не завода. Ред. А.Бойцов, 30.11.07 г.). Комплект рабочих чертежей разработал специалист по строительству маломерных деревянных судов инженер Центрального конструкторского бюро «Редан» О. Н. Некрасов.

Торжественная закладка модели петровского ботика в эллинге «Петрозавода» состоялась 12 мая 1995 года в присутствии руководителей Петербурга и Морского центра, ветеранов судостроения и флота, представителей консульств Нидерландов и Германии < ... > Ред. А.Бойцов, 30.11.07 г.. (С. 85-86)

Коллектив опытных корабелов, состоявший из судосборщиков К. Миллера, О. Цепаева, А. Шмелева, возглавил главный строитель ботика В. Литвиненко, который вырезал весь сложный кормовой декор судна. Строители старались по возможности придерживаться старинных методов постройки деревянных судов, с которыми им до этого сталкиваться не приходилось. Используя старую технологию, боцман И. Евдокимов изготовил весь такелаж и вручную из парусной ткани тридцатилетней давности сшил паруса ( Игорь Евдокимов на тот момент являлся боцманом барка "Седов", а вот часть парусины дала безымянная бабушка из глухой Псковской деревни, как она сказала "...для савана себе берегла...". Ред. А.Бойцов, 30.11.07 г.). Декоративную роспись корпуса очень точно воспроизвели художники Н. Н. и С. Н. Гульковские.

( Были изготовлены пушки, точная копия оригинальных, пуши были "отстреляны" на нашей военно-морской базе в Кронштадте, на пушки было получено заключение,о годности к использованию в качестве салютных, руководил всеми этими работами нач. инструментального цеха Колабин А.В. Сейчас на ботике почему то этих пушек нет!

Была "военная приемка" произведенных работ. Руководил этим, принимал очень активное участие и оказывал помощь, начальник военной приемки Адмиралтейского завода, капитан первого ранга Берзон Владимир Григорьевич. Ред. А.Бойцов, 30.11.07 г.).

Менее года потребовалось мастерам «Петрозавода» для выполнения этой сложной и кропотливой работы. 10 января 1996 года она была завершена.

Во время морского парада в Петербурге по случаю Дня Военно-Морского Флота и 300-летия Российского Флота 26 июля 1996 года по Неве мимо современных боевых кораблей прошел на веслах крохотный кораблик старинной конструкции, над которым развевались Императорский штандарт и кейзер-флаг. В этот день дублер «дедушки русского флота» прекрасно справился со своей ролью, став символом преемственности славных русских морских традиций. Лет через сто копия петровского ботика и сама, возможно, станет реликвией.

_____________________________________
«Ботик Петра Великого и его модель-реконструкция», А. Л. Ларионов, Е. П. Перовский, С. И. Афанасьев., Труды Государственного Музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 2. СПб., 1997. С. 78-87., Фрагмент: Стр.85 -86 , Редакция, сетевая версия – Славнитский Н.;

Ботик Петра I
вернулся домой.


В Ботном доме Петропавловской крепости установлена копия ботика Петра I. Точная копия "дедушки русского флота" построена по старинной технологии корабелами "Петрозавода" под наблюдением специалистов Центрального военно-морского музея. Исторические исследования, проведенные старейшим сотрудником музея А. Л. Ларионовым при участии художника-мариниста Е. В. Войшвилло, позволили восстановить исторический облик судна по его состоянию на 1688 год. Копия создана к 300-летию Российского флота по заказу Историко-культурного морского центра России. Спонсорскую поддержку оказали "Промстройбанк" и фирмы "Чайка". Бот прошел ходовые испытания под парусами в Финском заливе. 28 июля 1996 года, в День Военно-морского флота, участвовал в морском параде в честь 300-летия Российского флота. Подлинный ботик экспонируется в Центральном военно-морском музее. Впервые он был выставлен на всеобщее обозрение в центре Кремля в 1722 году во время празднований по поводу заключения Ништадтского мира. В 1723 году бот был торжественно перевезен из московского Кремля в Петропавловскую крепость, где оставался на хранении более 200 лет. Первоначально он был установлен на Государевом бастионе, а в 1766 году размещен в построенном для него павильоне - Ботном доме (архитектор А. Ф. Вист), где находился до 1931 года. Ботный дом открыт для посетителей ежедневно, кроме среды и последнего вторника месяца.

Решение о постройке копии ботика было принято в связи с тем, что подлинный ботик, хранящийся в Центральном военно-морском музее, не мог принять участия морском параде на Неве (оригиналу более 350 лет). Копия ботика Петра I, предназначенная для празднования 300-летия Российского флота, была построена в мае 1995 - январе 1996 г. АООТ "Петрозавод" (С.-Петербург) и участвовала в параде по случаю Дня ВМФ и 300-летия Российского флота 26 июля 1996 г. Затем копия ботика была установлена на территории Петропавловской крепости в специально построенном для петровского ботика в ХVIII в. "Ботном доме"; ныне она является экспонатом Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
________________________________________
Невское время No 194(1597) 23 октября 1997 г.

На "Петрозаводе" заложили ботик


АО "Петрозавод" начало строительство действующей копии бота Петра Первого. Это судно будет принимать Военно-морской парад, посвященный 300-летию российского флота. Заказчиком выступает Государственный морской историко-культурный центр. Парусно-гребной ботик должен быть построен и сдан до октября 1995 года. Рабочие чертежи выполнены совместно с АО "Редан". В строительстве примут участие специалисты в области деревянного судостроения ТОО "Охтинская верфь". После парада судно займет свое место в Ботном доме Петропавловской крепости. За копирование ботика завод взялся из соображений престижа, ведь стоимость заказа чисто символическая -- 50 млн рублей. А по оценке специалистов "Петрозавода", для того, чтобы сделать хорошую копию, необходимо около 700 млн рублей. Дополнительные деньги планируется получить от спонсоров, в числе которых петербургский Промстройбанк. Историко-культурный центр за это бесплатно разместит их рекламу во время торжеств в 1996 году.
________________________________________
Вадим Дроздов, "Деловой Петербург", 16.05.95 г.

Ботик вернулся!


Успешное завершение программы пребывания Копии Ботика Петра Первого в Великобритании
В течении почти четырех месяцев с начала июня 1998 года Ботный Дом в Петропавловской крепости был необычно пустым. Петербуржцы уже привыкли, что в Ботном Доме экспонируется точная копия (полномасштабная модель) Ботика Петра 1, построенная петербургскими судостроителями на "Петрозаводе" в год 300-летия Российского флота.
Прошедшим летом в рамках совместной российско-британской программы "300-летие Великого Посольства Петра Первого" копия Ботика "совершила дальнее плавание" в Великобританию на борту учебного парусника "Мир" и в течении почти двух месяцев находилась в знаменитом яхтенном центре Великобритании Каус на острове Уайт. Весь этот период копия Ботика активно экспонировалась в плавательном режиме под парусами многим сотням британских яхтсменов, принимавших участие в самых престижных международных парусных регатах в Каусе - признанной европейской столице яхтинга.
Представлял Санкт-петербургский яхтинг и морскую историю города на Неве экипаж Ботика Петра Первого - известный яхтенный капитан Андрей Березкин и его помощник - курсант 4-ого курса Государственной Морской Академии имени адмирала Макарова Сергей Зарезин.
Во время пребывания копии Ботика Петра Первого в Великобритании с ним ознакомились многие высокопоставленные лица, в том числе:
- старейший действующий член Парламента Великобритании бывший Премьер-министр Великобритании сэр Эдвард Хит;
- Его Королевское Высочество Принц Филипп - Герцог Эдинбургский;
- Его Королевское Высочество Принц Майкл Кентский;
- Его Королевское Высочество Принцесса Анна.
Запоминающимися стали плавание на Ботике групп британских кадетов (деятельность этой общенациональной британской организации очень похожа на деятельность хорошо известных нам клубов юных моряков), студентов Британской Парусной академии (самой крупной в Европе парусной учебно-оздоровительной организации, занимающейся приобщением молодежи к водным видам спорта, а также подготовкой профессиональных инструкторов по водным видам спорта и яхтенных капитанов), а также отдыхающих на острове Уайт подростков из Белоруссии, приглашенных в Англию британским благотворительным фондом "Дети Чернобыля".
Ярким событием стало также участие копии Ботика Петра Первого совместно с парусником Мир и выставочным павильоном Санкт- Петербурга в морском фестивале в Портсмуте, где 31 августа состоялась торжественная церемония открытия Вице-губернатором Санкт-Петербурга адмиралом В.В.Гришановым и Принцем Майклом Кентским мемориальной доски, посвященной 300-летию визита Петра Первого в Портсмут.
Результатом и продолжением программы пребывания копии Ботика Петра Первого в Великобритании станет создание Российско-Британского Парусного Центра в Санкт-Петербурге, главной задачей которого будет развитие российско-британских связей в области яхтинга и парусного спорта, разработка и реализация совместных яхтенных программ и проектов.
22 сентября, копия Ботика вернулась в родной город на борту парусника "Мир" и заняла свое обычное место в Ботном доме Петропавловской крепости в Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
________________________________________
Источник: Журнал "Море", Российский морской журнал.

"Близнец" старейшины
русского флота

Парусно-гребной ботик, известный как "дедушка русского флота",
спустя более трех столетий выйдет на невские просторы.


Точную копию легендарного ботика построят корабелы акционерного общества "Петрозавод" в Санкт-Петербурге. Здесь уже началось производство узлов и деталей "близнеца", который, являясь национальной реликвией, хранится в Центральном военно-морском музее. Планируется, что ботик с наполненными балтийским ветром Андреевским флагом, штандартом и гюйсом возглавит в будущем году парад кораблей - участников парада в честь 300 - летия русского флота.
Как сообщил главный инженер "Петрозавода" Виктор Игнатьев, верфь выиграла конкурс на создание точной копии старинного корабля. Сейчас конструкторам и технологам предприятия пришлось на время стать историками, много времени провести в архивах. Молва сохранила легенду, что 16 - летний Петр обнаружил старинный "англицкий бот" в селе Измайлове под Москвой. Затем голландский мастер Бранд произвел реконструкцию и сам же обучил будущего царя морской практике, плотницкому делу. С 1723 года ботик находится на берегах Невы.
Раритет, которому почти 340 лет, является музейной реликвией. Он не способен к транспортировке, не говоря уже о пребывании в воде. Поэтому по инициативе группы энтузиастов, руководителей Морского иторико-культурного центра, ветеранов флота и решено было начать строительство ботика. По некоторым сведениям, имеется указ царя, чтобы его "для торжествования выводить повсегодно на воду".
Символично, что за дело взялись корабелы "Петрозавода" - еще одного детища Петра Великого, основавшего Охтинскую верфь почти 275 лет назад.
____________________________________________
Лев Фролов, корр. Спб – ТАСС,
Санк-Петербургские ведомости, 04.03.95, №42 (970)

Двойник ботика Петра I

Сегодня в АО "Петрозавод - Охтинская верфь", как уже сообщила наша газета, состоялась закладка... ботика Петра I.

Как известно, ботик Петра I находится в Военно-морском музее. На нем Петр I принимал морские парады. Кстати во время таких торжеств на веслах сидели... адмиралы. В следующем году исполнится 300 лет Российскому флоту. Организация празниства поручена Государственному морскому историческому центру. Решено в годовщину флота на Неве также провести морской парад с участием ботика Петра I. Но так как оригинал трогать нельзя как историческую реликвию, то решили построить копию этого парусного судна. Двойник ботика Петра I - длиной пять метров (?,по тексту, прим.А.Бойцов) - будет иметь парусное и весельное вооружение. Правда пока неизвестно, сядут ли за весла нынешние адмиралы.
______________________________
В.Орлов, "Вечерний Петербург"

Пушки для ботика

Сегодня в АО "Петрозавод - Охтиинские верфи" завершилось изготовление четырех салютных пушек
для строящейся на этом предприятии копии ботика Петра I.


Последней операцией было нанесение гравировки на пушки, которая представляет собой герб России. В свое время такие пушки были подарены Петру I тульскими оружейниками. Пушки небольшие - полметра в длину. Как и в восемнадцатом веке, их нынешние близнецы будут действующими.
Главный строитель ботика Михаил Владимирович Богданов сообщил, что "Ленэкспо" попросило изготовить ботик раньше намеченного срока - к 12 сентября, чтобы он был главным экспонатом на выставке "Нева - 95". Поэтому работа над ним идет в две смены. Уже полностью готово парусное вооружение - три паруса на грот и два стакселя. Готов набор дубовых материалов для сборки корпуса, которая начнется на днях. В работе находятся также весла, мачты. Строители ботика просят спонсоров помочь им финансовыми средствами.
_____________________________________
В.Орлов, "Вечерний Петербург", 30.06.95 г.

 


Три фотографии о строительстве и ходовых испытаниях Ботика, представлены со страниц сайта "Охтинской верфи"
http://oxta.ru/
,
организованной в 1994 году (ОАО "Петрозавод")

Все фотографии были переданы мне двумя пакетами, автор первого - Илья Лоскутов, второго - Бойцов Владимир. Участием своим, вы выполнили одну из важнейших частей работы.
СПАСИБО ВАМ !


Почетное место в Ботном Доме

<< назад | вперед >> стр. 2 3 4 5 6 7 8 9

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск